Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Хроника переломов: как Борис Ельцин за семь дней новую Россию создал

24 ноября 2015, 11:20
Хроника переломов: как Борис Ельцин за семь дней новую Россию создал
Фото: Антон Буценко для 66.ru
Уже завтра в Екатеринбурге пройдет торжественное открытие «Ельцин-центра», в котором примут участие президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Главной его достопримечательностью станет музей, посвященный Борису Ельцину и его эпохе. За день до официального старта мы побывали в новом центре, прошли через лабиринт 90-х музея и готовы рассказать, каким ваши дети запомнят первого президента России.

Президентский центр задумывался как масштабный объект мирового класса: он включает в себя не только музей Бориса Ельцина, но и образовательный, детский центры, конференц-зал и галерею, в которой в скором времени пройдет первая экспозиция — выставка живописи 90-х. Культурно-просветительские проекты, вроде научного парка «Ньютон» и детского университета, будут соседствовать с магазинами известных брендов и офисами коммерческих фирм, которые станут первыми арендаторами БЦ «Демидов» (предполагалось, что в здании появится фитнес-центр, но после смены концепции от этих планов отказались).

Президентскому центру в «Демидове» принадлежит 22 тыс. кв. м из 88 тыс. кв. м. Из них только часть занимает музей и прилегающие к нему образовательные пространства, остальные же площади руководство центра намерено сдавать в аренду. В качестве своих арендаторов (здесь говорят «партнеров») в центре видят интеллектуальные бизнес-проекты, вроде IT-компаний и различных стартапов.

Есть у Президентского центра и несколько кафе. В одном из них обещают готовить блюда по рецептам жены Бориса Николаевича — Наины Ельциной. Впрочем, о самоокупаемости здесь пока не заговаривают, но уже сейчас понятно, что за вход на главные площадки, в том числе музей Бориса Ельцина, придется заплатить. Во сколько обойдутся билеты, пока неизвестно.

Стоимость самого проекта составляет 5 млрд рублей, из них 3 млрд — это федеральные субсидии, еще 2 млрд центр взял в кредит у Свердловской области, которая в свою очередь взяла эти деньги у Минфина. С момента принятия закона о президентских центрах в России до реализации проекта прошло семь лет. Как говорят создатели музея, концепцию приходилось перерабатывать несколько раз, были и проблемы с помещением. Оказалось, что бизнес-центр не очень-то подходит для образовательного пространства, а особенно музея.

Эту проблему успешно решило американское агентство Ralph Appelbaum Associates, на счету которого более 350 музейных проектов по всему миру. Среди них — библиотека Билла Клинтона в Арканзасе и Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне. Сейчас Ralph Appelbaum борется за право разрабатывать пространство для музея Барака Обамы.

Борис Ельцин прибыл на встречу с лидерами стран «Большой семерки» в Мюнхен (1992 год). На фото: бронированный президентский ЗИЛ.

За эмоциональное наполнение музея отвечал Павел Лунгин (изначально на его месте должен был быть Александр Сокуров, которого Борис Николаевич очень уважал, но из-за занятости он не смог принять участие в проекте). Режиссеру пришлось работать с круглым пространством, из него он сделал колесо истории, которое движется согласно логике прогресса и подминает под себя тех, кто не поспевает за временем. Причем создатели музея решили не ограничивать себя только ельцинской эпохой.

В первом зале вы увидите анимационный фильм Джаника Файзиева, закадровый голос принадлежит Елизавете Боярской. Его идея проста, даже слишком: колесо истории крутится, власть в России меняется, но когда дело доходит до свободы и подлинной демократии, монархам и лидерам государства в лучшем случае удается затронуть их по касательной. Все меняется, когда к власти приходит Борис Ельцин. По тому, как светится его нарисованная во весь рост фигура, становится понятно, что с его приходом для России наконец-то наступают светлые времена.

Вы сможете прокатиться в старом троллейбусе, а заодно узнать о первых днях Бориса Ельцина в Москве.

Все, что вы видите дальше, по сути, взгляд самого Ельцина на происходящие в стране события (будь то августовский путч, обесценивание денег, пустые полки магазинов или Чечня). Ну или то, какими Ельцин хотел бы их видеть. И это понятно: вы в музее Ельцина, ничего другого ожидать здесь и не стоит. Но важно другое: создателям музея удалось соблюсти очень тонкий баланс, не скатиться в пропаганду и воспевание лихих 90-х. Во многом — благодаря чувству юмора, которым обладал и сам Борис Николаевич.

В музее вы найдете портреты критиков Ельцина и их цитаты, вошедшие в историю («Борис, ты не прав!»), сможете попробовать свои силы в мультимедийной игре «Продай свой ваучер», посмотреть запись того самого балета «Лебединое озеро» на экране старенького телевизора в воссозданной квартире Бориса Ельцина. Нашлось здесь место и людям, трагически погибшим на баррикадах во время августовских событий, и дверям, пробитым очередью из автомата Калашникова.

Авторы музея говорят обо всем, даже неприглядном, но делают это так, что понимаешь: это, скорее, очередное испытание, трудное наследство, доставшееся первому президенту, который хотел как лучше.

Павел Лунгин предлагает зрителям пройти через семь самых напряженных дней ельцинского правления, взяв за основу библейский миф о семи днях творения. По сути это семь самых сложных, переломных точек на пути перехода от СССР к новой России. Для того чтобы попасть из одного дня в другой, зрителям приходится перемещаться по лабиринту, каждый раз делая крутой поворот. День первый — «Мы ждем перемен!», день второй — «Августовский путч», день третий — «Непопулярные меры»… Седьмым днем, как легко догадаться, станет «Прощание с Кремлем» и последнее напутствие Бориса Ельцина: «Берегите Россию».

Идея выстроить музей по принципу семи дней принадлежит Павлу Лунгину. Так выглядит день третий — «Непопулярные меры».

В «Седьмом дне» вас ждет самый большой и, пожалуй, самый ценный экспонат в музее — подлинный кремлевский кабинет Бориса Ельцина, который специально перевезли из Москвы в Екатеринбург. Все предметы аутентичные. В кабинете вы можете услышать прощальную речь президента, записанную 31 декабря 1999 года, а также несколько реплик, оставшихся за кадром. Интересная деталь: из окон кабинета в Екатеринбурге открывается тот же вид, что и из окна кабинета в Кремле. Историки выяснили, какая погода была 31 декабря 1999 года, и воссоздали все до мельчайших деталей.

Благодаря техническим находкам американского проектировщика музей получился действительно мирового уровня: его запросто можно сравнивать с такими известными музеями, как музей-бункер Уинстона Черчилля в Лондоне и музеем Шарля де Голля в Париже. Многие из использованных в нем технологий до сих пор никогда не применялись в российских музеях.

Мультимедийная экспозиция «Выступление Б. Ельцина на октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 года».

Ralph Appelbaum дал возможность зрителям самим стать экспонатами: рассказать о своем отношении к 90-м и к Борису Ельцину, записать все на видео в высоком качестве и транслировать его на один из экранов в зале Свободы — практически в реальном времени. В результате должна получиться постоянно обновляемая инсталляция «Выскажись» (или «Разговор о свободе»). Сейчас о свободе говорят известные люди, среди которых Джордж Буш — младший и Евгений Ройзман. Благодаря еще одной технической находке — системе, получившей название «акустический душ», — все герои в музее говорят одновременно, но услышать их можно, только оказавшись в правильном месте.

В «Ельцин-центре» надеются, что школьники станут частыми гостями музея — вот кому точно понравятся мультимедийные технологии, ядерный чемоданчик, президентский бронированный ЗИЛ, старый троллейбус и ломаные, словно вылепленные из пластилина, фигурки известных исторических персонажей фильма Джаника Файзиева. И неважно, что финал мультфильма вышел слишком уж жизнерадостным, а потому каким-то натянутым и ненастоящим. Но зато как сделано!

Фоторепортаж из «Ельцин-центра» и Музея первого президента России смотрите завтра утром на Портале 66.ru.

Фото: yeltsin.ru