Одна из самых универсальных и, как следствие, самых часто употребляемых фраз из словаря Евгения Ройзмана. Мэр ловко использует ее, когда хочет уйти от ответа. Гениальность этой фразы заключается еще и в том, что она убивает любые контраргументы. Стоит только ему произнести эту волшебную фразу, и всё — диалог можно считать завершенным. Вы не станете переспрашивать, что это означает, просто чтобы не чувствовать себя идиотом. Ведь все всё понимают! А вы — нет?!
Так, например, свои отношения с губернатором еще два года назад Ройзман характеризовал так: «Мы же в своем городе все друг друга знаем, все понимаем, кто чего стоит». А вот ответ на просьбу прокомментировать дело об убийстве пенсионерки Ольги Ледовской: «Ну что вы спрашиваете? Все же всё понимают. Ладно. Побежали». Аналогичный ответ — и по делу Евгения Маленкина: «Женя — мой друг. Дело — политическое. На самом деле все же понимают!»
|
---|
Еще одна манипулятивная фраза. Действует она так: во время разговора у вас формируется стойкое ощущение, что вы согласны с тем, что говорит ваш собеседник. Он как бы между делом включает вас в узкий круг «посвященных» — тех, кто, как и он сам, понимает, что происходит «на самом деле». К этой фразе Ройзман также частенько прибегает, когда не хочет отвечать на неудобный вопрос.
Вариант: «Зачем говорить, когда и так все понятно».
Евгений Ройзман дает вам понять, что он в курсе главных городских проблем. Более того — он как бы намекает, что работа по их решению уже ведется. Некоторые и вовсе решены: открытие юбилейного «Макдоналдса», встреча с американским послом Джоном Теффтом, починка велика какого-то случайно встреченного на улице паренька. В общем, все под контролем.
|
---|
Речь идет о личном приеме граждан в администрации Екатеринбурга. Это один из немногих пунктов предвыборной программы Евгения Ройзмана, который он действительно выполняет. Если вы хотите высказаться, но никто из чиновников не хочет вас слушать — вам точно к Ройзману. Бесправный мэр вряд ли может гарантировать решение проблемы, но, возможно, ваша история попадет в его ЖЖ или «Фейсбук» и о ней узнают другие «добрые люди», которые не только посочувствуют, но и смогут помочь — хотя бы материально. Правда, иногда прием у Ройзмана заканчивается весьма неожиданно. Все же помнят историю жестокого убийства пожилой поэтессы Ольги Ледовской, которую мэр перепоручил своему бывшему помощнику — экс-депутату Гордумы Олегу Киневу.
Вариант: «Кому нужен — знаете, где меня найти».
|
---|
Этой емкой фразой Ройзман выводит на чистую воду неэффективных чиновников, которым «некуда девать бюджетные деньги». Впервые мэр использовал ее, когда выступал против сноса Центрального стадиона и дальнейшего строительства нового — за 11 млрд рублей. Ройзман использовал ее не только в устной речи, но и несколько раз закрепил в своих постах. Первый — перепечатка статьи Znak.com о коррупционных схемах, которые якобы использовали чиновники при проектировании Центрального стадиона, второй пост — иносказательный, но намек ясен.
«У коми есть легенда. Раньше Небо было близко к Земле, и земля давала много хлеба, и люди были большими. И одна женщина взяла блин и вытерла зад своему ребенку, выбросила блин. И Небо обиделось и отодвинулось от Земли, и земля перестала родить хлеб…»
|
---|
Заслуженный наркоборец России, один из основателей фонда «Город без наркотиков» по внешнему виду гражданина может определить, что за вещество он употреблял. А также как долго, в каких пропорциях, сколько отсидел и за что. Если написанная на лице у гражданина история совсем плоха, то, скорее всего, Ройзман вам так и скажет: «Бэкграунд ясен!»
«А потом зашел парень здоровенный. Женя зовут. На левой руке партачки. Бэкграунд ясен. Ну, лицо открытое, без подвоха. Он говорит: «Я освободился недавно». Я говорю: «Вижу»…
Этой фразой Евгений Ройзман дает вам понять, что опытный, знающий человек никогда не станет спрашивать у него то, что только что спросили вы. Тем более никогда не поверит в правдивость этой информации. Чаще всего фразу Ройзман использует в общении с журналистами, пытаясь нивелировать информационный повод. В последнее время «Что смеяться-то?» особенно часто звучит в ответ на просьбу прокомментировать очередное громкое заявление бывшего соратника Ройзмана по «Городу без наркотиков» Андрея Кабанова.
«Что я буду комментировать его слова? Ну что смеяться-то?!»
|
---|
Самый незатейливый способ, при помощи которого Ройзман завершает разговор. Причем делает он это в наиболее удобный для себя момент. Есть у этой фразы и второе значение. Как талантливый пиарщик, Ройзман пускает ее в ход, чтобы сформировать в глазах окружающих образ человека, полностью погруженного в работу. Мы сами видели, как это действует.
Два года назад редакция Портала 66.ru помогала журналистам из Дании, приехавшим снимать сюжет о «самом необычном мэре России». Евгений Ройзман два дня (!) заставил бедняг сидеть в приемной «Города без наркотиков» в ожидании интервью. Время от времени он выходил к ним со словами: «Еще подождите! Вы же видите, мне некогда! Мне работать надо!» (тогда мэр еще принимал в здании фонда). Интервью Ройзман датчанам все же дал — на третий день. То есть после того как они вдоволь насмотрелись на неиссякаемый поток граждан, идущих на прием к мэру, и уяснили для себя самое главное: а мэр-то работает.
«Поймите одно: ко мне люди идут с вопросами жизни и смерти. Мне некогда в игры играть, мне работать надо».
|
---|
На фото: Евгений Ройзман и журналист датского телеканала DR Матильда. |
Тот случай, когда Евгений Ройзман готов поговорить с журналистом просто потому, что этот журналист хороший человек и ему симпатичен. Но при этом мэр не хочет, чтобы сказанное им потом появилось где-то в печати.
Варианты: «Напишите, что я отказался от комментариев», «Напишите, что до меня не дозвонились».
Евгений Ройзман высоко оценил фильм Андрея Звягинцева. В отличие от критиков «Левиафана», мэр уверен: жизнь намного страшнее. Об этом ему известно не понаслышке. Описывая историю просителя в «Фейсбуке», Ройзман дает понять, что таких случаев в России — тысячи.
«Мать, сын с женой и с ребенком, и дочь с мужем. Сын известный ювелир-дизайнер. Заложил квартиру банку. Работал, платил проценты. Потом с ним случилась какая-то детективная история. Не сумел рассчитаться. Банк очень быстро выиграл суд и вытряхнул их из квартиры. С детьми, в тридцатиградусный мороз, идти некуда… Такие ситуации можно Левиафанами мерить».
|
---|
Неосторожное высказывание Евгения Ройзмана в твиттер-диалоге с одним из подписчиков привело к рождению нового интернет-мема. Пользователь @mr_davee_rus упрекнул Евгения Ройзмана и Александра Якоба в безразличии к главной городской беде — грязи. «Город утопает в грязи, но мэру с сити-менеджером, похоже, плевать». Ройзман ему ответил так: «В душе у тебя грязь». Позже мэр сам объяснил, что значит эта фраза. По его словам, ему просто стало обидно — и за себя (хотя чистка города не входит в обязанности мэра, он все равно объезжает город вместе с коммунальщиками), и за коммунальщиков («ребята впахивают каждый день»), и за Екатеринбург («самый лучший город России»).
Отсылка к героическому прошлому Евгения Ройзмана, которая одновременно является еще и намеком на его высокий авторитет. Как правило, речь идет о событиях времен активной деятельность фонда «Город без наркотиков».
«Когда-то я повзрослел, спасая с Эмилией Марковной шуралинский детдом, где в первой половине 90-х был настоящий голод. Потом, в 2000-х, мы несколько лет выбивали из Шуралы обосновавшийся там клан цыган-наркоторговцев (в одной из операций в Шурале хлопнули представителей нескольких семейств, которые в тот момент делили 35 кг героина). Есть о чем вспомнить».
|
---|
Мэр пытается решить проблемы горожан в ручном режиме. Например, устраивает детей в садик или покупает телефон. Когда речь идет о чем-то более глобальном, мэр понимает, что сам вряд ли сможет чем-то помочь, поэтому заканчивает истории примерно одинаково — ни к чему не обязывающими словами и выражениями («что-нибудь придумаем», «думаем, как помогать», «попробуем помочь», «помогаем чем можем», «начали помогать», «считаем все варианты», «занимаемся»). Варианты: «Будем отрабатывать», «Приходите, что-нибудь да придумаем».
«Пришла женщина с Кольцово с двумя дочками, 6 и 11, съели по конфете, а третью честно напополам. Счастливая семья, три дочери, музыкой занимаются, дружные. Муж умер. Пока приходила в себя, год не платила за квартиру, долг накопился… По квартплате поможем, а чем еще помочь? Сказал: «Будет совсем край — приходите, что-нибудь да придумаем».
Те, кто разделяет мнение Евгения Ройзмана. Если вы не согласны с ним, то автоматически попадаете в разряд «непорядочных». Сейчас на порядочных и непорядочных мэр запросто делит депутатов Гордумы. Ройзман так прямо и объявил как-то в начале заседания: «Все порядочные люди понимают, что нельзя эту реформу проводить». Если вы выступаете после него и за реформу, то автоматически становитесь непорядочным.
То же касается и полицейских. Еще несколько лет назад все знали, как отличить порядочного опера от непорядочного. Порядочный — это тот, кто работает с «Городом без наркотиков».
«Маленкин работал с нами с 2005 года... Его уважали. С ним охотно работали и ФСБшники, и транспортники, и все порядочные люди в правоохранительных органах».
|
---|
В последнее время об этом тезисе мэр практически не вспоминает, но во время предвыборной кампании два года назад эти речевые формулы действовали на горожан как заклинание. С их помощью Ройзман проводил черту между «своими» (местными) и «чужими» (назначенцами).
Вариант: «Это наш город».
Все те, кто, в понимании Евгения Ройзмана, не соответствует «высокому уровню развития города». Те, из-за кого местные жители начинают чувствовать себя чужими в родном городе. Люди, в чьих руках сосредоточена власть. Никто из них не хочет решать главные проблемы города, «не понимает, что происходит», «не способны видеть дальше своего носа». Все, что они могут, это «ломать через колено». Именно от них, уверен Ройзман, исходит главная угроза.
Говоря о «назначенцах» два года назад, Ройзман чаще всего имел в виду своих главных идеологических противников — губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (приехал из Тюмени), начальника свердловской полиции Михаила Бородина (в прошлом — начальник Управления собственной безопасности ГУВД Москвы) и их команду. Но после того как Евгений Ройзман стал мэром, личный конфликт Ройзмана и Куйвашева приобрел более абстрактные черты. Теперь это, скорее, противостояние города и области. Если раньше слово «назначенец» употреблялось в единственном числе, то теперь — во множественном.
«Еще в июне приезжий губернатор Куйвашев объявил о начале супер-пупер-мегапроекта «Урал без наркотиков». Ну, правильно, что крестьяне — то и обезьяне! Ну хоть бы раз что-нибудь свое придумали!»
«У нас губернатор приезжий, который вообще не понимает, что происходит, ну, в силу личностных качеств. У нас приезжий начальник полиции, далеко не из лучших, он москвич, в прошлой жизни из Курска приехал, причем с собой команду москвичей привез. У нас глава городской полиции не местный, никогда у нас не жил. Министр здравоохранения — не местный, министр финансов — не местный, министр культуры — не местный. У нас местных почти нет».
«Задача была повысить управляемость. И когда избранных губернаторов сменили на назначенцев, управляемость повысили, но повысили управляемость назначенцами, губернаторами, а управляемость регионами не повысили».
|
---|
По мнению Ройзмана, с «приезжими» необходимо бороться. Или, как говорит он сам, «сопротивляться». Особенно часто это слово Ройзман использовал в периоды обострения отношений между «Городом без наркотиков» и силовиками, между ним лично и губернатором. Ройзман уверен, что сопротивляться произволу приезжих должен «любой нормальный человек, у которого есть жизненные принципы».
«Первая мысль у меня мелькнула — да и хрен с ним! Да и пошли вы все! Закроем Фонд, и не надо будет рисковать свободой и жизнью своих людей и своей собственной… А потом отошел в сторону. Подышал носом и думаю: да вот хрен вам. Будем сопротивляться».
Уголовные дела Аксаны Пановой, Евгения Маленкина и Игоря Шабалина Ройзман считает надуманными. «Взяв в заложники» людей, которые ему дороги, уверен Евгений Ройзман, губернатор пытался свести с ним личные счеты.
|
---|
Полицейские, пришедшие с обысками в фонд «Город без наркотиков» и в дом Евгения Маленкина в ноябре 2012 года. Обвинения в адрес свердловских силовиков прозвучали публично во время пресс-конференции в Москве. Ройзмана спросили, где находится скрывающийся от следствия Евгений Маленкин. До того как стать мэром, Ройзман часто использовал это словосочетание для обозначения всех силовиков, работавших по многочисленным уголовным делам, так или иначе связанным с «Городом без наркотиков».
«Представьте себе: за вами пришли подонки и убийцы. И не нашли вас дома. Им говорят: а его дома нет… У них задача — Маленкина уничтожить. Маленкин сделал совершенно правильно. Ну, а подонкам и убийцам, которые за ним пришли, не хрен обижаться!»
Евгений Ройзман частенько примеряет на себя образ героя-мученика, который бескорыстно помогает людям. Чаще всего это слово фигурирует в небольших рассказах о бывших реабилитантах «Города без наркотиков». Все они строятся по одной и той же схеме.
Сначала наркоман очень плохо относится в Евгению Ройзману и членам ГБН, то и дело ворует у них деньги, сбегает, рвет телефонные провода. Его находят, прощают, чинят провода, снова и снова берут на реабилитацию и в конце концов делают из него человека. В финале он приходит к Ройзману на прием (или случайно встречает его где-то на улице) и говорит ему большое человеческое спасибо.
«Забрали на Женский, натерпелись, конечно, с ней. Лена Гирс объехала с ней все больницы, она болела одновременно всеми болезнями, и стоял вопрос о сохранении детородной функции. Натерпелись. Семен Спектор помогал. Как-то вытащили».
|
---|
Описывая историю про бывшего реабилитанта, завязавшего с наркотиками, Ройзман, как правило, не может сдержать улыбку («Пишу и улыбаюсь»). Таким образом ему удается показать себя с человеческой стороны — он сочувствует, поддерживает своего бывшего подшефного. Ну и, конечно, дает понять, что без него или его команды у этого человека ничего бы никогда не вышло.
На самом деле мы думаем, что эту формулу Ройзман придумал не сам. Скорее всего, он позаимствовал ее у Аксаны Пановой, которая частенько прибегала к ней в то время, когда возглавляла предвыборную кампанию Ройзмана. Правда, Панова использовала этот мем в ином значении. Ее «улыбаюсь», скорее, демонстрировало стойкость и философское отношение к проблемам (особенно в то время, когда Аксана Панова возглавляла предвыборный штаб Ройзмана).
Аксана Панова: «В штаб привезли новые растяжки на балконы. Надеюсь, до вечера хватит. Кто просил отложить — отложила. Если меня не будет — Димка отдаст. Женя — на встречах. Все хорошо, кроме… горла. К вечеру совсем трудновато… Улыбаюсь, всем доброго дня» (август, 2013 г.).
|
---|
Евгений Ройзман старается вызвать симпатию собеседника, подшучивая над собой. Иногда темой шутки становятся его еврейские корни, но чаще — возраст. Мэр, конечно, лукавит: любой ровесник Ройзмана позавидовал бы его форме. В его кабинете в мэрии стоят тренажеры, а совсем недавно он пробежал 42 километра марафона «Европа — Азия». Причем сделал он это за четыре с половиной часа.
«Тут в газете «Егоршинские вести» написали, что меня на двадцатке обогнала девушка из села Шогриш!.. Братцы, да я же не претендую. Я пожилой человек, начал тренироваться, пытаюсь преодолеть себя. Я ж не Лукашенко, чтоб всех обгонять!»
«Заявился двадцатку бежать. И с самого начала все не задалось. С утра не поел. На заправке купил сникерс и съел перед стартом, и еще витаминкой закинулся. И еще вдруг вспомнил, что спина болит и колени ноют. Списал на возраст».
Евгений Ройзман снова кокетничает со своими читателями, потому как все у него нормально и втягивать особо нечего. Просто еще один повод, чтобы вы написали в комментариях к его ЖЖ или «Фейсбуку», что он в отличной форме. Мол, так держать! Кроме того, здесь Евгений Ройзман уже шутит не просто по поводу собственного возраста и своей физической формы, но и по поводу слабости, которую питает к прекрасному полу. Вариант: «Ускориться по привычке».
«Сегодня утром десятку пробежал на «Майской грозе». Не выделывался, бежал в свою силу, меня все обгоняли. А потом меня обогнала взрослая девушка с красивой попой, я было ускорился по привычке, самому смешно стало».
«Мисс Россия София Никитчук в гости приходила… Поговорили обо всем и обсудили возможность ее участия первого августа в Екатеринбургском международном марафоне, тем более что она тренируется. Когда фотографировался, старался втягивать живот, поэтому улыбка получилась напряженная».
Евгений Ройзман пользуется своим блогом как настоящим медиа. Он прекрасно понимает, что нельзя выдавать в эфир только серьезную информацию — подписчики не должны скучать. Поэтому сухая статистика по употреблению наркотиков в разных регионах у него обычно чередуется с историями из жизни. А когда писать совсем не о чем, он выдает в эфир развлекательные истории, ни к чему не обязывающие и даже без морали. Пусть даже о мальчике Саше, которого, может быть, в действительности никогда и не было. В общем, если пост начинается со слов «Чего вдруг вспомнил», значит, вас ждет увлекательная история.
Варианты: «Почему вспомнил? Просто на прием сегодня приехала…» «Сижу, с документами работаю. Историю вспомнил». «Что вдруг вспомнил? Да так, музыка навеяла».
Эта фраза Чичикова из «Мертвых душ» Николая Гоголя венчает поток авторских штампов Евгения Ройзмана (нам даже кажется, что здесь мэр уже сам над собой иронизирует). Возможно, когда-нибудь с легкой руки Ройзмана фраза из классики вновь станет популярным мемом.
«Давненько не брал я в руки шашек. Конечно, все вижу, отслеживаю, но говорить об этом нет охоты, тем более зачем говорить, когда и так все понятно?»
Фото: 66.ru; Ura.ru; архив 66.ru