Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

18 августа 2015, 18:00
Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи
Фото: Евгений Лобанов; 66.RU
В поисках первобытной романтики корреспондент 66.ru забрался в лесную глушь — поближе к зверю и к людям, обязанным следить за порядком в охотничьих угодьях.

Начинается сезон осенней охоты — время, когда леса Свердловской области заполонят суровые мужики с ружьями, алчущие активного отдыха и богатой добычи. Причем, как выяснилось, настоящие охотники ради достойных трофеев лезут в страшные дебри. Впрочем, и там их дожидаются вполне приличные домики со всеми благами цивилизации.

Долог путь до заимки

В охотхозяйство «Рендер», что под Староуткинском, прибываем утром. Я по наивности своей думал, что на полноприводном пикапе домчим до самой заимки, но оказалось, что все куда сложнее. Дикий зверь человека сторонится, а значит, и жить предпочитает в такой глуши, чтобы даже внедорожник не залез. То есть варианта два: пешком или вездеходом (есть еще вариант с вертолетом, но уж больно это шикарно для наших широт).

Пешком ходят либо совсем нищие, либо фанатики: даже если заберешься в глушь, не намочив патроны, не утонув в речках сам и не растеряв в пути весь азарт, то вытащить оттуда на себе свежеубитого лося — это уже совсем трудно. Нужен вездеходный транспорт. Так что чаще всего охота начинается с трофи-рейда по бездорожью.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Для доставки охотников в глухие места сейчас активно используют гусеничную технику.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Нам достался никогда не виденный мною ранее агрегат, состоящий из двух кабин. Местные зовут его «Лосем» и говорят, что в прошлой жизни это была боевая машина швейцарской армии. А теперь, стало быть, боевая машина охотника… Интересный аппарат. Грязь, ямы и болота переползает, реки переплывает, внутрь принимает до полутора десятков человек с оружием и рюкзаками. Что-то такое нужно любой большой компании, говорят егеря.

Квадроциклы сейчас есть у многих, но не у всех. Да и проехать на «квадре» в настоящие дебри может далеко не каждый: тут нужен серьезный навык, иначе угробишь технику себе и охоту друзьям — будете все кучей доставать аппарат вместо того, чтобы весело стрелять в дичь. Кроме того, нужен опытный проводник, знающий места и дороги до этих мест, иначе охота опять же может закончиться, не начавшись. Так что, как говорят опытные, лучше не выпендриваться и взять вездеход: по деньгам на большую компанию не очень дорого, и не надо волноваться, как доехать.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Этим дождливым летом даже некоторые накатанные лесные дороги превратились в ловушки для машин.

Всё вышесказанное особенно актуально в этом году: из-за постоянных дождей уровень воды в водоемах держится на очень высоком уровне, а значит, даже многие ручейки и мелкие речки стали серьезной водной преградой.

Егерь — профессия опасная

По пути на заимку беседуем с егерем Иваном. Он в этой профессии не первый год, говорит, что работа специфическая и бывает довольно рискованной. Так, однажды в него, еще неопытного тогда егеря, браконьер всадил заряд дроби. Иван взял его «на лосе» — рядом с телом сохатого, и нарушителю грозил серьезный штраф. От большого ума тот выстрелил в спину егеря. По счастью, ружье злодея было заряжено слабой дробью на какую-то мелкую дичь — от выстрела на спине у Ивана тогда остались лишь синяки. Пока браконьер-неудачник пытался перезарядиться, егерь его нокаутировал. Сейчас любитель халявной лосятины отбывает срок в тюрьме за стрельбу по стражу леса.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Иван в этой профессии уже давно. Говорит, что егерь — это не только охотник и лесной сторож, но и разнорабочий.

Вообще сейчас у егерей, по их рассказам, прибавилось полномочий. Они имеют право досматривать подозреваемых в браконьерстве, проверять их документы. Уверяют, что служебным положением не злоупотребляют: задержанного в первый раз нарушителя могут и отпустить, снабдив крепким предупреждением. Говорят, что были случаи, когда егерь брал у задержанного ружье, на которое тот не предъявил разрешительные документы, и просто ломал его о ствол дерева, нарушителя же просто гнал в шею из леса. В общем, законы чтут, но с пойманными в чаще нарушителями стараются обходиться по-человечески. Тем не менее заядлых браконьеров без разговоров сдают полиции.

Стражи леса задерживают нарушителей при объезде территории, при проверке подозрительных мест, а иногда им дают наводку местные жители, так что опытный егерь старается быть еще и дипломатом, умеющим говорить с людьми. По словам Ивана, браконьером может оказаться кто угодно: хоть небогатый мужик, решивший ружьем добыть себе пропитание и немного денег, а хоть и обеспеченный горожанин, которому просто захотелось адреналина и уголовной романтики.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

В егеря идут люди разных возрастов. В этом смысле ограничений нет. Но каждый егерь должен пройти обучение и сдать экзамен — в том числе по знанию законодательства.

Кроме охраны леса от браконьеров, егеря занимаются тем, что оберегают охотников друг от друга. Чаще всего охота, к примеру, на лося, «идет с номеров». Егерь расставляет участников в лесу на огневых позициях (номерах), а сам обычно выступает в роли загонщика. Его задача — выгнать зверя именно на номера, чтобы стрелки имели возможность по нему попасть. Задача стрелков — попасть по зверю, не убив при этом друг друга и загонщика.

Главный «залет» для стрелка в этой ситуации — уйти со своего номера и отправиться гулять по лесу. Потому что другие не ждут, что в чаще будет бродить кто-то, кроме зверя. Стоит охотник на номере, в его крови кипит охотничий азарт, а иногда и что-то горячительное. И тут в кустах шорох! Он рефлекторно вскидывает ружье и стреляет в кусты… И горе обоим, если там окажется блуждающий коллега, а не лось.

Иван с такими случаями сталкивался. Бывало, что уцелевшие после такого «дружеского огня» седели на глазах. Бывало — получали по морде от друзей. Но почти никогда уже не возвращались на охоту. Поэтому опытный егерь должен уметь и стрелков грамотно расставить, и внушение им правильно сделать, чтобы живы-здоровы остались.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Поскольку в лес охотники обычно идут в одежде защитной окраски, разглядеть их среди ветвей трудно. И чтобы не подстрелить друг друга, они часто надевают красные шапки или яркие жилеты.

Кстати, про загонщиков. Иван рассказал забавный и поучительный случай, когда одна компания поручила эту роль человеку, не знавшему местности. Тот не только не смог погнать зверя в нужном направлении, но и сам заблудился. По счастью, он не вышел на линию огня и не попал под пули друзей, но вся компания еще долго бродила по чаще в поисках неудавшегося загонщика, который вместо того, чтобы сидеть на месте (первое правило «потеряшки» в лесу) пошел бродить и аукаться. В итоге к вечеру все нашлись, но охота была сорвана.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Хороший егерь свое хозяйство знает детально: и лучшую позицию для стрелков найдет, и красивые места покажет.

Помимо этого, егеря готовят угодья. Высеивают овес на поля, куда звери будут выходить в поисках пропитания. На этих полях егеря оборудуют лабазы — укрытия, где прячутся охотники.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Если вы, гуляя в лесу, наткнулись на такую табличку — имейте в виду: вы на охотничьем поле и на вас уже, возможно, смотрят в прицел. Постарайтесь не походить на лося.

На заимке

Честно говоря, я себе заимку представлял попроще. Но современное пристанище охотника — это несколько коттеджей с террасами, баней, пирсами и прочим шиком. Есть даже спутниковое телевидение и мобильный интернет. Егеря говорят, что охотники сейчас комфорт ценят: побродил по лесу, пострелял на номерах, посидел в лабазе — и скорее в уют, тепло и чистоту. Ну и банька, конечно, святое дело.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Сейчас охотничьи заимки вполне могут походить на коттеджный поселок, только затерянный в глуши.

Некоторые предпочитают выбираться на охоту с семьями и детьми. Поэтому егеря специально не отстреливают, берегут живность, обитающую поблизости от прибежища охотников. Заботливые отцы могут сводить сына или дочку в лес — показать им в живой природе зайчика, глухаря или другое безопасное животное или птицу. На волков и медведей такое снисхождение не распространяется — хищников к человеческому жилью подпускать опасно. Хотя не всегда…

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Следы животных попадаются сразу за воротами охотхозяйства. Егеря говорят, что это либо совсем молодой волк, либо лиса, либо еще кто-то из семейства собачьих.

Как рассказывают егеря, в некоторых охотничьих хозяйствах предлагают охоту на дрессированного медведя. Это, конечно, не цирковой мишка на велосипеде, но и не дикий лесной хищник. Нередко охотники находят медвежат, оставшихся без родителей: потерялись сами или маму-медведицу уже пристрелили… И есть такие дельцы, которые выращивают медвежат, а потом предлагают за деньги сафари со стопроцентным результатом. Выставляют клиента на точку и гонят на него ручного мишку. Заказчик, конечно, не в курсе, что зверь ручной, ему просто гарантировали охоту на косолапого. Ее он и получает вместе с трофейной шкурой, которой потом будет хвастаться перед друзьями. И сам по наивности своей так никогда и не узнает правды.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Медвежья шкура на стене или на полу — желанный трофей любого охотника. Но не всегда честный.

Опытные охотники и егеря очень не одобряют такой бизнес. Во-первых, потому что тут почти ничего нет от охоты — просто аттракцион с кровью. Во-вторых, потому что такой вот «cпец по медведям» после первого «удачного опыта» нередко начинает себя мнить великим охотником и идет на медведя сам, уже без егеря. Возможны всякие ситуации — поведение дикого хищника сильно отличается от поведения ручного. И он запросто задерет горе-охотника, если тот оплошает. А ведь такой «cэнсэй» может и друзей своих дурному научить.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Лучше уж честно добытая росомаха, чем подставной медведь. Тоже на стенке неплохо смотрится.

Так что в нормальном охотхозяйстве никогда не дадут 100% гаратнии удачной охоты на медведя. Это очень осторожный хищник. В «Рендере» говорят, что в одну осень на их поля вышло сразу 13 медведей. Перед одним лабазом по очереди сменилось три косолапых: сначала обозначился молодой, но его спугнул более матерый хищник. Тот в свою очередь учуял охотников, затаившихся в укрытии, и под пулю не полез. А третий вышел неожиданно, чуть ли не из-за самого лабаза и двигался так, что ни разу не оказался в точке, где охотники могли бы его уверенно подстрелить. Пока они ждали шанса, мишка ушел в лес. Три медведя за пару часов и ни одного выстрела — какие уж тут гарантии?

Степени посвященности

Уровень «крутости» охотника — весьма относительное понятие. Конечно, в первую очередь он измеряется числом и качеством трофеев, но ведь не будешь же с собой их возить или таскать на шее ожерелье из ушей убитых тобой животных. Так что идентифицировать уровень мастерства охотника зачастую проще по снаряжению и оружию, а также «по стилю».

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Охотой нередко развлекаются и спортсмены-биатлонисты — вот уж кто в стрельбе понимает. Фото: охотхозяйство «Рендер»

Так, начинающие часто ходят с полуавтоматическими ружьями — разрешение на гладкоствольное оружие получить проще, чем на нарезное, а скорострельность добавляет уверенности в себе: первым выстрелом не завалю, так следом еще три пули улетят. Но опытные охотники уверяют: дикий зверь редко дает сделать больше одного выстрела. После него он либо падает, либо убегает. В любом случае время на перезарядку есть. Так что часто охотники начинают со скорострельных многозарядных ружей, переходя затем на самозарядные скоростные винтовки, а уж с них — на «болтовики» — нарезные карабины с ручной перезарядкой.

Но это весьма относительная иерархия, вышеупомянутый егерь Иван уверяет, что предпочитает ходить на медведя с ружьем, а не с винтовкой. Нарезное оружие, конечно, точнее и дальнобойнее, зато у ружья чаще всего больше калибр пули, а значит — и дырку он делает большую по диаметру. Так что, если хватит смелости и опыта подойти к медведю на 50 метров и ближе, ружье имеет преимущество.

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Опытные охотники говорят, что на лося лучше всего с собой брать «Тигра» — полуавтоматический карабин, созданный на базе снайперской винтовки Драгунова. Фото: охотхозяйство «Рендер»

Еще один ключевой навык для охотника — умение ходить по лесу и скрытно. Тут масса своих премудростей: даже вычислив зверя и определив его примерное местоположение, надо подобраться к нему против ветра (чтобы твой запах не надуло). При этом ступать тихо, не тревожа ветви деревьев, — иначе услышит. И подбираться лучше во время его (зверя) обеда: отвлеченный едой лесной житель теряет часть внимания, тогда как сон у животных чуток и взять спящими их очень трудно. Такая охота считается уделом мастеров и называется охотой с подхода. Впрочем, даже далеко не каждый, кто уверяет, что он с подхода завалит любого зверя, — действительно мастер. Но у каждого охотника обязательно найдется в запасе пара баек о том, как он….

Охотничьи байки

Эти рассказы обычно довольно просты и меняются там только звери, убитые в неравном поединке, в самых неблагоприятных для человека обстоятельствах. Помните барона Мюнхгаузена, подстрелившего оленя вишневой косточкой? Типичный пример охотничьей байки. В таком повествовании чаще всего главный герой сталкивается один на один со зверем, не имея под рукой оружия (или ружье не заряжено, или заряжено, но не тем, чем надо).

«Иду я по лесу с «мелкашкой» (малокалиберная винтовка, — прим. ред.) — а тут на меня выбегает кабан (волк, медведь, мамонт — варианты безграничны). Ну, я понимаю, что шансов уложить его почти нет, но вскидываю оружие, стреляю и… он падает, бездыханный». Таких историй вечерами на любой заимке наслушаешься вдоволь. Но это самый простой вариант — бывают, правда, интереснее, внезапнее и смешнее рассказы.

Например, в хозяйстве, где я гостил, был забавный случай во время охоты на лося. Охотники его подняли, погнались за ним, стреляют в сохатого — и тот падает. Подходят ближе — а на нем ни дырочки, ни следа от пули. Разделывают тушу — а в ней опять же ни пули, ни дробинки, ни стрелы, ни томагавка. Целый и неповрежденный лось. И только потом поняли, что зверь просто с перепугу врезался головой в дерево, когда в лес вбегал. Самоубился, значит. Как говорят в таких случаях в официальных протоколах, смерть наступила от закрытой черепно-мозговой травмы…

Интересно, как охотники потом трофей делили и решали, кто именно его добыл…

Дикий комфорт: байки уральских егерей из охотничьего поселка посреди непролазной чащи

Самая лучшая охота на лося начинается в период с 1 по 30 сентября. У лосей в это время брачный период, и они теряют бдительность. Но и риск велик: одуревший от жажды спаривания лось может запросто надеть на рога охотника, приняв его за конкурента. Фото: охотхозяйство «Рендер»

Или вот другой случай. Опять же с сохатым в главной роли. Охотник стреляет в лося, а тот не падает! Второй раз, третий… Ну вроде все. Подходит к лосю — а там их два лежит. Стрелял по одному, а за ним другой стоял. Пока охотник понял что к чему — чуть не поседел. Думал, то ли он стрелять разучился, то ли лоси заговоренные пошли.

Третья байка — в стиле фильма «Особенности национальной охоты». Два охотника пошли на лодке стрелять уток. Ну, выпили за успешное плавание, за удачную охоту, за твердый глаз и меткую руку… И тут смотрят — две утки рядом на воде сидят. Охотники хотят подойти поближе, чтобы дать залп из двух ружей и хотя бы одну завалить… Подгребают герои тихонько — а тут им из кустов кто-то молвит человеческим голосом: «Мужики, вы моих чучел не обижайте только!»

Домой

В Староуткинск возвращаемся ближе к ночи на очередном образце вездеходно-гусеничной гражданско-охотничьей техники. Это, конечно, была не охота — всего лишь экскурсия по угодьям, но ощущения все равно приятные.

После города провести пару дней, гуляя по лесу, самое милое дело. Главное — чтобы всё грамотно и безопасно.

Фото: Евгений Лобанов; 66.RU