Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

30 июля 2015, 08:00
«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек
Фото: Евгений Лобанов; 66.RU
Предприниматель из Екатеринбурга два года воевал с черными лесорубами. Мешал им вырубать гектары деревьев. Собирал доказательства и передавал их в полицию. Теперь его самого будут судить по обвинению, которое основано на показаниях тех самых лесорубов.

В августе в Октябрьском районном суде Екатеринбурга начнется рассмотрение дела Антона Ломовских — бизнесмена, альпиниста и большого любителя дикой природы, обвиняемого в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Следствие полагает, что 3 июля прошлого года поздним вечером Антон подъехал на автомобиле к двум своим односельчанам — Сергею Горбунову и его пасынку Сергею Тарцан-Прищику — и расстрелял их в упор из травматического пистолета.

Конфликты с применением травматического оружия происходят с завидной регулярностью, но по заверениям жены Антона Ломовских, здесь совсем другая история. Женщина уверена: ее мужа оговорили черные лесорубы, с которыми он вел настоящую войну целых два года.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

Так сейчас выглядят многие участки леса в районе Истока. Там, где вчера была густая чаща, теперь пеньки.

Как все начиналось

Мы беседуем с Натальей на веранде возле их с Антоном дома, который находится в коллективном саду «Кедр», что в районе поселка Исток. Тут же сидит пенсионер Сергей Климов и его жена Зоя. Перед Натальей куча документов — женщина рассказывает о борьбе с черными лесорубами, которую развязал ее муж.

Наталья, супруга Антона Ломовских:

— Все началось в 2012 году, когда Антон во время лыжной прогулки обнаружил огромный выруб. Посреди леса появилась целая просека. Антон тогда обратился в лесничество с вопросом: кто и на каком основании рубит лес? Ему ответили, что вообще-то никто не может заниматься здесь лесозаготовками на законных основаниях. И муж решил разобраться в происходящем.

В качестве единомышленника Антон привлек Сергея Климова. Пожилой, но крепкий мужчина, пенсионер с массой свободного времени, любитель леса — он стал идеальным помощником часто находящемуся в разъездах Антону.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

В окрестностях Истока произрастают самые разные деревья, но черных лесорубов больше других интересует сосна, которую они пускают на доски.

Вместе мужчины собрали инициативную группу из местных жителей и садоводов. Некоторые из них патрулировали леса, окружающие «Кедр», другие отслеживали перемещение подозрительных лесовозов. Вся информация стекалась к Антону, который обращался с полученными данными в полицию и другие надзорные органы. Основным «патрульным» стал Сергей Климов. Антон дал ему свой квадроцикл. И теперь пенсионер сутками колесит по лесам, отслеживая подозрительных людей.

Сергей Климов, пенсионер и активист:

— Местные мне даже прозвище дали. Смотри, говорят, опять Бэтмен куда-то погнал. Бэтменом меня, значит, называют.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

А это «бэтмобиль» Сергея Климова.

За два года инициативная группа, возглавляемая Антоном Ломовских, вскрыла громадные объемы незаконной вырубки лесов. По данным Мало-Истокского участкового лесничества в Октябрьском районе Екатеринбурга, к которому относится поселок Исток, с 2012 года черные лесорубы пустили под топор примерно 9,3 тысячи (!) гектаров леса. Стоимость уворованной древесины исчисляется десятками миллионов рублей.

Как воруют лес

Схему работы черных лесорубов Сергей Климов рассказал весьма подробно.

Все начинается с рубщиков. Они высматривают в лесу подходящий участок. Особенно уважают сосну, которую пускают на доски для строительных и мебельных работ. Не брезгуют и другими видами деревьев. Лес вырубают и на дрова, но основные деньги идут все же с досок.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

Это один из брошенных вырубов. Отсюда черные лесорубы не успели вывезти всю добычу — их нашли активисты из инициативной группы. Лесные воры скрылись и не рискнули сюда возвращаться. Пока не рискнули.

Итак, рубщики выискивают глухой, но все же более-менее доступный участок леса с соснами. Если при легальной заготовке древесины под вырубку назначается определенный район, на котором валят все деревья, то черные лесорубы, по словам Климова, жируют. Они берут только самые массивные сосны, чья толщина позволяет снять два-три среза со ствола — две или три доски.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

Самые крупные деревья валят и разделывают на бревна длиною по шесть метров — за эту распиловку также отвечают рубщики.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

Верхушки деревьев бросают тут же.

Пока часть бригады занята вышеописанными мероприятиями, один или несколько помогающих «стоят на шухере» — караулят неподалеку, чтобы в случае полицейской или общественной угрозы быстро предупредить подельников. Последние, получив сигнал, скрываются в лесу.

По словам активистов, даже если рубщиков вовремя не оповестили и неожиданно нагрянувшие общественники смогут сфотографировать их с пилами на месте свежего выруба, доказать их вину проблематично. На суде они с честными глазами будут уверять, что деревья повалил кто-то до них, а они случайно нашли эту вырубку и приехали нарубить сучьев. Доказать обратное бывает практически невозможно. Но активисты не сдаются. Вот фотографии и видео, которые они сделали во время зимней охоты на черных лесорубов.

Можно было бы поймать рубщиков за руку на передаче незаконно добытого леса тем, кто его перевозит, но и тут черные лесорубы придумали выход. Лесовозы приходят не сразу. После того как рубщики заготовят партию и сообщат о ее местоположении подельникам-перевозчикам, те не поедут со всей прыти за свежими бревнами. Наоборот — выждут. Иногда до двух недель.

Даже если на месте лесовоз будет ждать засада лесников или полицейских, его экипаж заявит, что случайно на днях заметил эти бревна и сегодня решил вывезти — раз уже лежат ненужные посреди леса. Все всё понимают, но доказать что-то в суде крайне затруднительно.

Лесовозы тащат добытые бревна на лесопилки. Кстати, только в окрестностях поселка Исток, по сведениям активистов, действуют три легальных лесопилки и бесчисленное множество малых и нелегальных — многие сельские жители держат столярное оборудование у себя в сараях и запросто подрабатывают изготовлением досок. Впрочем, как говорит Сергей Климов, что большие, что малые лесопилки не особо интересуются, откуда им везут бревна, так что возить можно кому угодно.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

Эта лесопилка находится всего в паре километров от выруба, на котором мы побывали.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

А еще в паре сотен метров строится дом, брусья и доски для которого, вполне возможно, прибыли с того самого выруба. Коттеджная застройка в районе Истока идет очень активно. И клиентов у лесопилок всех видов хватает с избытком.

Получается очень выгодная схема. И чем меньше расстояние от лесопилки до выруба, тем она выгоднее. Тот же Климов уверяет: 12 нелегально добытых и доставленных на лесопилку сосновых бревен (1 лесовоз) стоят 50 000 рублей. А с одного выруба лесные воры собирают десятки, а иногда и сотни бревен.

Некоторые лесопилки специально строятся в районах повышенной активности черных лесорубов. А иногда наоборот — лесорубы стараются работать поблизости от лесопилок. Бывает, что всю цепочку контролирует один и тот же человек, но чаще рубщики, лесовозы и лесопильщики просто сотрудничают друг с другом.

Бой за лес

Вот с такими схемами и решил бороться Антон Ломовских. Он бомбардировал территориальный отдел полиции заявлениями, фотографиями лесовозов и рубщиков. Но каждый раз в возбуждении уголовного дела ему отказывали. Зато было заведено дело на его помощника — Сергея Климова. Якобы он в лесу сбил снегоходом жену своего соседа — Сергея Горбунова. Климова оправдали. Сам он описывает свой тогдашний конфликт с Горбуновым и его семейством иначе.

Сергей Климов:

— Патрулировал лес, наткнулся на Горбунова и его жену. На вырубе как раз. Попытался сфотографировать. А Сергей на меня с топором. Жена его за руль снегохода схватилась и кричит что-то угрожающее. Ну я руль вывернул и уехал.

По словам Климова, семейство Горбунова — одна из самых наглых компаний рубщиков среди местных. Он говорит, что до того как Антон Ломовских организовал инициативную группу и объявил войну лесным ворам, Сергей Горбунов, двое его пасынков и жена валили лес чуть ли не у дорог. Появление общественников и усиление активности полицейских в этом районе очень злило все семейство Горбунова.

Жена Климова Зоя Ставрова говорит, что во время суда над ее мужем один из пасынков Горбунова пригрозил пришедшему поддержать товарища Ломовских.

Зоя Ставрова:

— Он сказал Антону, мол, ты скоро сдохнешь, а Климов за твоей могилкой следить будет.

Климова оправдали, и он продолжил патрулирование лесов под Истоком.

Еще до суда над Климовым разочарованный в компетенциях местной полиции Антон вышел на сотрудников областного ОБЭП и стал сообщать информацию им. Работа по отлову черных лесорубов завертелась активнее. Но затем настало 3 июля 2014 года.

В тот день жена Антона Наталья уехала из сада. Его дети гостили у Сергея Климова, сам Ломовских остался дома. О том, что произошло позже, пока можно судить только со слов Горбунова. По его версии, ставшей основой для материалов уголовного дела, тем вечером он ехал вместе со старшим пасынком на автомобиле и остановился неподалеку от коллективного сада «Кедр» по нужде. Подъехал черный Land Cruiser, из которого вышел Ломовских и расстрелял обоих. Причиной этой агрессии Горбунов назвал всю ту же деятельность по нелегальной вырубке леса, но сам обвинил в этом Антона, которому он якобы помешал тем, что занимался вырубкой леса на законных основаниях.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

По словам Сергея Климова, он видел пасынка Горбунова здесь, рядом с разъезженной лесовозом колеей, ведущей к вырубу. Молодой человек явно «стоял на стреме». Сергей тогда еще пошутил, вспомнив строки известных стихов: «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

Антона Ломовских поместили в СИЗО лишь в апреле 2015 года — вызвали по какому-то вопросу, но домой уже не отпустили. Его супруга не верит, что муж стрелял в Горбунова и его пасынка, хоть и признает: травматический пистолет в доме был.

Наталья:

— Он его и не носил с собой никогда. Так, в доме держал на всякий случай. Когда уезжал, мне напоминал, что, мол, там у нас пистолет лежит. Понимаете, у нас часто соседи уезжают, и Антон тоже нередко в горах пропадал. Одной женщине в доме с детьми и так бывает страшно, а еще эти черные лесорубы угрожают… Когда все случилось, Антон сам пистолет отнес на экспертизу.

Сергей Климов добавляет, что у Горбуновых у самих оружия дома навалом.

Сергей Климов:

— Они как-то раз заходили, еще до того как мы всю эту борьбу за лес начали. Просили спрятать по-соседски револьвер, наган, газовый пистолет и ружье. Да и разборки какие-то у Горбунова были, однажды его серьезно избили какие-то мужики криминального вида.

По версии жены и друзей Антона Ломовских, в тот вечер Горбунов и его пасынок повздорили с кем-то другим, а Антона оговорили просто по случаю.

Продолжение следует…

Наталья говорит, что при помощи Сергея Климова и других соседей намерена продолжать дело мужа, даже если его посадят в тюрьму. Из принципа.

«Убрали, чтоб не мешал»: борца с незаконной вырубкой леса обвинили в расстреле двоих человек

Супруга Антона и его друзья продолжают охоту на черных лесорубов в окрестностях Истока.

Наталья:

— Я общалась с адвокатом. И знаю, что по статье 111 УК РФ очень низкий процент оправдательных приговоров. Но то, что творится в лесу, — это же беспредел. Если их не остановить, то мы скоро не посреди леса, а в пустыне жить будем.

Заседание суда по делу Антона Ломовских состоится 18 августа. Мы будем следить за развитием событий.

Фото: Евгений Лобанов; 66.RU