Рассказы ветеранов, а также их фотографии должны были войти в книгу под названием «Живые легенды», которую команда проекта обещала подарить героям в День Великой Победы. Но за две недели до праздника выяснилось, что из-за бумажной волокиты в региональном Министерстве социальной политики поздравить ветеранов с Днем Победы и вручить им подарочные издания авторы «Живых легенд» смогут только летом. Тогда Маргарита Пятинина объявила народный сбор средств на печать «Живых легенд», чтобы хотя бы часть ветеранов могли получить книги на 9 Мая.
Вчера сбор денег на печать был остановлен. Команда «Живых легенд» (это сама Маргарита, Станислав Михалько и еще несколько энтузиастов) передали сверстанный макет книги в типографию «Локобук», где согласились сделать скидку. Еще день-два — и они бы просто не успели напечатать стартовый тираж в срок. Понятно, что достаточное количество средств за несколько дней собрать не удалось. В итоге книги в День Победы получат 20 ветеранов. Остальные — только в начале июня. Но вы все еще можете помочь проекту. Все средства, которые будут перечислены на счет «Живых легенд» до 9 мая, пойдут на цветы и другие приятные мелочи (печать фотографий, покупка рамок, значки с логотипом «Живых легенд») для ветеранов. Найти реквизиты вы можете здесь.
Мы встретились с создателем проекта Маргаритой Пятининой и спросили, кто и как делает «Живые легенды», почему далеко не все уральские ветераны смогут увидеть парад Победы на площади 1905 года и как она относится к попыткам нового украинского правительства переосмыслить события Великой Отечественной войны.
|
---|
Маргарита Пятинина — фотограф-фрилансер из Екатеринбурга. Впервые задумалась о создании книги о героях Великой Отечественной два года назад. Во время парада Победы Рита увидела, как мальчик дарит цветы ветеранам, и поняла, что ее дети уже не смогут этого сделать. «Тогда мне захотелось сохранить память об этих людях», — вспоминает Маргарита. Фото: Антон Буценко для 66.ru |
— За последние два года ты с командой «Живых легенд» взяла более ста интервью у ветеранов. В них очень много личного. Такого, о чем обычно не говорят с малознакомыми людьми. Но тебе они почему-то рассказали то, чего раньше, возможно, никому никогда не говорили. Как тебе это удалось?
— Я думаю, что прежде всего нужно следить за реакцией людей. Дать понять, что тебе интересно то, что они говорят. А мне это действительно интересно. Если по каким-то причинам ветераны не хотят что-то рассказывать, не нужно лезть дальше… У нас был один случай с женщиной, которая в годы войны работала медсестрой. Вот она рассказывает нам свою историю, все хорошо, но только доходит до какого-то момента — как вдруг останавливается. И все, точка! Дальше — ни в какую. Тогда я спросила ее, как она жила после войны. Оказалось, что она сменила профессию и с тех пор больше никогда не возвращалась к медицине. В этот момент мне вдруг все стало ясно.
Еще одно правило — не торопить разговор. Поэтому наши интервью длятся довольно долго. У нас нет задачи пройтись по вопросам. Главное для нас — что сейчас, спустя столько лет, ветеран вспоминает в первую очередь. Какое воспоминание для него самое сильное. Задачи синхронизировать с реальными историческими фактами тоже нет (за что меня иногда ругают). По-моему, это немного другая задача. На самом деле я очень боюсь, что вот мы возьмем интервью, уйдем — а ветерану от нахлынувших воспоминаний станет плохо….
— Были такие случаи?
— Были. Дедушка спокойно рассказывал, без эмоций. Только слегка покраснел. Тогда его дочь нам сказала: «Ребят, давайте заканчивать. Давление скачет». Мы, конечно, сразу собрались и ушли. Не стали настаивать на продолжении разговора, потому что для нас всегда на первом месте здоровье ветерана.
|
---|
«Живые легенды» не просто фотографии людей в орденах и медалях. Это эмоциональные истории об их прошлом и настоящем, которыми они делятся с нами сегодня — просто, доверчиво и без прикрас, часто — со слезами на глазах. Это проект о том, как герои войны живут сегодня: как выглядят, как говорят, что их волнует и какая атмосфера в их доме. На фото: Алевтина Владимировна Кошкина, ветеран Великой Отечественной войны |
— Человеческая память очень избирательна. О чем сейчас в первую очередь вспоминают ветераны?
— Это совершенно удивительное поколение, поэтому какого-то негатива у них нет. Даже когда речь идет о событиях Великой Отечественной. Тогда у них была одна мотивация — «За Родину, за Сталина» (если официально). Ну и, конечно, жить хочется. Понятно, что все люди были разные. Были и дезертиры, и предатели. Мародерство было. Но в целом боевой дух держался. И как-то во многом благодаря этому они выжили.
Чаще всего вспоминают что-то человеческое. Бывает, что говорят про какие-то конкретные бои. Например, у людей, которые выжили после пехоты (это совершенно особый род войск), совершенно другие воспоминания. Пехота шла за танком и заполняла вот этот промежуток между танком и артиллерией. На них приходился весь удар. Поэтому они часто вспоминают о рукопашных боях. По сути это просто бой на ножах, на штыках, на винтовках. Ты встречаешься лицом к лицу с противником. Для них этот бой и был самым страшным. Женщины вспоминают тяжелых больных со страшными ранениями. Мальчишек, детей. Одна женщина как-то сказала, что для нее самым жутким воспоминанием стал марш «Прощание славянки», который звучал при отходе эшелонов. Женщины бежали в слезах за уходящими на фронт поездами.
|
---|
Мы уже публиковали «Живые легенды», героями которых стали ветераны из Верхней Пышмы. Найти их можно здесь. С завтрашнего дня мы начинаем печатать истории ветеранов из Екатеринбурга. Следите за публикациями. На фото: Жорж Владимирович Токарев, ветеран Кремлевского полка |
— Какие истории тебя поразили больше всего?
— Как-то мы ездили на интервью к человеку, который в первые дни войны лишился ноги. Потом мальчишкой скитался по концлагерям, много всего пережил. Теперь у него семья. Его жизнь состоялась. Ему удалось сохранить в себе человека… Также в этом году у нас есть несколько историй ветеранов из Питера. Все они, конечно, остались глубоко в памяти. Это люди, прошедшие блокаду. Они такое пережили… Я иногда перечитываю эти интервью и думаю: как вообще все это можно пережить? Да еще после этого остаться такими добрыми, мягкими людьми…
— Недавно вы предложили читателям «Живых легенд» написать письмо ветерану. Сколько писем вы получили?
— Пока я не знаю. Письма отправляют до востребования. Перед 9 Мая, когда мы поедем поздравлять ветеранов, я схожу на Главпочтамт и заберу их. Тогда я смогу сказать тебе точно, сколько человек откликнулись. Но я знаю: люди пишут. Несколько человек говорили, что уже отправили письма.
|
---|
В этом году в книгу «Живые легенды» войдут истории героев Советского Союза, одного из последних оставшихся в живых солдата, штурмовавшего Рейхстаг, и ветеранов, переживших блокаду Ленинграда. На фото: последний солдат Рейхстага Александр Михайлович Беляев |
— Вы сами придумали эту идею с письмами?
— Ее предложила одна читательница нашего проекта из Питера. Она увидела ветерана, увидела, что он одинок. Что о нем все забыли. Попросила меня дать его адрес. Я сказала, что адрес я дать, конечно, не могу (из соображений безопасности). Но так как я все равно пойду к ветеранам в День Победы, то могу передать им ее письмо. Оказалось, что она работает в школе, и на одном из уроков истории с восьмиклассниками она предложила детям написать письмо героям «Живых легенд». Дети вдохновились рассказами ветеранов и написали больше 10 писем. Все отправили почтой. Там есть адресные, то есть написанные конкретным ветеранам, а есть и просто открытки для героев Великой Отечественной. Их мы отдадим тем ветеранам, которые будут участвовать в параде Победы на площади 1905 года 9 Мая.
|
---|
Опубликованные в социальных сетях фотографии за считанные часы собрали сотни «лайков» и перепостов. На фото: Николай Михайлович Григорьев, Герой Советского Союза |
— В этом году вы получаете так же много отзывов, как в прошлом, когда вам писали со всей России и даже из других стран, например, с Украины?
— В прошлом году с Украины нам написал человек, который занимается восстановлением истории одной конкретной дивизии, воевавшей на реке Изюм. Он находит останки погибших, устанавливает их личности, передает родственникам и перезахоранивает. По-моему, это даже женская дивизия была… С его стороны интерес остался и в этом году. К нам на сайт по-прежнему заходит много людей из Ростова и других близких к Украине областей. Но в целом по сравнению с прошлым годом, когда мы только начинали, интерес все же упал. Наверное, из-за того что тексты стали больше. У меня сложилось впечатление, что далеко не все могут прочитать их до конца. А жаль.
Команда «Живых легенд» дарит книги ветеранам в День Победы в 2014 году.
— Может, сократить их, адаптировать для читателей в интернете?
— Упрощать и сокращать их мы не можем. Проще и так уже некуда. Это и так настолько отрывочные фрагменты воспоминаний, что, если мы будем их резать, то непонятно, зачем тогда вообще это делать.
— А для кого вы в первую очередь делаете «Живые легенды»? Для себя?
— Отчасти для себя. Но и для тех, кому это интересно. На самом деле это все те люди, в семьях которых были когда-то ветераны. Люди, которые, как и я, задумываются о том, что будут знать о войне их дети. Мне часто пишут о том, что очень хотят, чтобы их ребенок когда-нибудь прочитал рассказы ветеранов о том, какой они запомнили войну…
|
---|
Маргарита разместила несколько историй на своем сайте и получила множество отзывов со всей России и даже с Украины (многие ветераны в разговоре с фотографом не раз упоминали последние события в Киеве и в Крыму). На фото: Мулоян Касимович Давлетшин, ветеран Великой Отечественной войны |
— Ты наверняка знаешь, что после Майдана новые украинские власти отказались от парада Победы на 9 Мая, а заодно и от георгиевской ленты как символа Победы. В этом году Министерство образования и науки Украины рекомендовало пересмотреть трактовку событий Великой Отечественной войны. Например, Великую Отечественную заменить на Вторую мировую. Как ты относишься к таким попыткам переписать историю?
— Жалко, конечно, ветеранов, которые видят все это. Они на самом деле переживают. Но ты знаешь, кто-то мне однажды сказал, что у кого-то дедушка героем войны был — а у кого-то фашистом. Поэтому то, что сейчас происходит, — это просто сражения за то, где чья власть. Но лучше тогда уж вести эти бои в настоящем времени, а не пытаться влезть в историю.
У нас, в Екатеринбурге, есть много ветеранов, которым стоило бы в День Победы стоять там, на параде в Москве. Но официальных приглашений практически никто из них не получил. Недавно пришло приглашение в Москву нашему питерскому ветерану, который участвовал в этом году в проекте. Николай Михайлович Беляев, один из последних оставшихся в живых солдат Рейхстага. Но когда я записывала с ним интервью, у него было приглашение только в Германию — поехать в Берлин, чтобы вновь поднять флаг на крыше Рейхстага… Мне жаль, что далеко не все ветераны смогут увидеть парад Победы. Хотя в Екатеринбурге есть социальное такси. Пригласить бы на трибуну всех ветеранов, включая тех, кто уже не может сам ходить. Тогда это был бы совсем другой праздник.
|
---|
Увидеть фотографии ветеранов можно было даже в торговом центре. Недавно выставка завершилась в «Гринвиче». |
— Расскажи, чем закончилась история вашего противостояния с плагиатчиками из Уфы, которые украли у «Живых легенд» заставку и логотип.
— Нам все же удалось до них достучаться. Сейчас они убрали заставку. Правда, название проекта они оставили наше… На самом деле такие случаи, когда я нахожу где-нибудь текст и фотографии «Живых легенд» в интернете, нередки. Текст дословно копируется и вставляется. Конечно, без ссылки на нас. Точно так же поступают и с нашим логотипом. Такой случай был не только в Башкирии, но и в Москве, в центральной России брали…
— Поначалу эти ребята из Башкирии категорически отказывались убрать вашу заставку. Как тебе удалось до них достучаться?
— Да, сначала они не хотели даже слушать меня. Администратор группы «ВКонтакте» не отвечал на сообщение очень долго, заблокировал меня. Потом они, правда, сказали, что не блокировали, что мне показалось… При этом все почему-то прикрывались благим делом. Я обратилась в волонтерское движение, которое публиковало эти ролики в Сети. Оказалось, что они даже не знали, что эта заставка чужая. Они ответили мне, что нашли ее в интернете, в открытом доступе. Попросили меня доказать, что заставка действительно моя. Я говорю: «Легко!» И делаю принтскрин экрана папки, где лежат все исходники. Открываю кадры заставки, показываю дату сохранения.
|
---|
В следующем году проект «Живые легенды» в Екатеринбурге будет продолжаться. На фото: Семен Спектор, почетный гражданин Свердловской области и почетный начальник Областного госпиталя ветеранов войн |
— После этой истории ты зарегистрировала авторские права?
— Мы уже сделали несколько шагов в этом направлении. Обратились к юристам, чтобы зарегистрировать проект. Но когда они начали проверять знак, оказалось, что у НТВ когда-то был проект «Живые легенды». Правда, совсем по другой теме. Сейчас мне нужно написать официальный запрос к НТВ и спросить их, могу ли я зарегистрировать «Живые легенды».
— Если откажут, будешь менять название?
— Посмотрим. Не знаю пока.
— В следующем году вы продолжите «Живые легенды»?
— Думаю, что да. Продолжать будем в Екатеринбурге. Мы хотели охватить весь город, а это очень много ветеранов. В том же Орджоникидзевском районе, по нашим данным, осенью проживало примерно 200 человек. А мы сняли 90 — и это из всего Екатеринбурга! Просто согласились не все…Но это ведь обидно, что мы отсняли только часть людей, а к другим даже не заехали. Поэтому мы останемся здесь. Как и в этом году, гнаться за охватом не будем. Пусть будет сделано немного, но хорошо.