Чуть ли не каждое утро полицейские и спасатели МЧС фиксируют в сводках происшествий очередную партию пострадавших от огня автомобилей. В этом месяце по автопожарам в Екатеринбурге явный перебор. За 16 дней апреля сгорели 34 машины.
Дата | Время и адрес | Машины-погорельцы |
---|---|---|
ночь с 1 на 2 апреля | 3:30, ул. Кировградская | Toyota Camry и Toyota RAV4 |
3:30; ул. Белореченская | LADA Priora, Daewoo Nexia и Skoda Fabia | |
3;50; пер. Встречный | Toyota Corollа | |
4:50; ул. Бычковой | Iveco (грузовик) и Lada Priora | |
2–3 апреля | 00:00, ул. Шорса | Kia Serato и ВАЗ-2109 |
3–4 апреля | 3:00, ул. 8 Марта | Toyota Land Cruiser 200 |
6:40, ул. Таганская | Hundai Accent | |
4–5 апреля | 2:00, бульвар Культуры | Toyota Corolla |
7–8 апреля | 1:37, Белинского — Куйбышева | Toyota Celsior |
8–9 апреля | 00:24, ул. 40-летия Комсомола | Ford Focus, ВАЗ-2111, Toyota Corolla |
12 апреля | 11:12, ул. Бардина | ВАЗ-2107 |
13–14 апреля | 3:00, ул. Бажова | Mercedes-Benz и Opel Astra |
4;30, ул. Бахчиванджи | ВАЗ-2114 | |
14–15 апреля | 2;20, ул. Студенческая | два микроавтобуса Mercedes |
4:00, ул. Шварца | Kia Sportage | |
15–16 апреля | 00:20, ул. Денисова-Уральского | Opel Astra |
2:30, ул. Латвийская | ВАЗ-2112, Honda Fit. Toyota Celica |
Я разыскал почти всех владельцев выгоревших машин. Послушал их и понял: многие всерьез подозревают, что в Екатеринбурге завелся маньяк-пироман. Психически нездоровый человек, которому нравится вид горящих машин. Или пешеход, объявивший огненный джихад автомобилистам, паркующимся как попало. Или это пролетариат жжет транспорт ненавистных буржуев-эксплуататоров. Или все дело в весенних перепадах погоды, от которых дуреет электропроводка. А может, всему виной злодеи с платных парковок, которые поджогами загоняют автомобилистов в свои сети. Версий много. Разберем их все.
Одна из самых романтических версий происходящего — появление в нашем городе неких радикальных Робин Гудов. Этаких народных мстителей, которые решили покарать богатых за неустройство страны в целом и своих жизней в частности.
Как часто бывает, самый романтический вариант рассыпается самым первым. Даже беглый обзор списка сгоревших машин показывает: действительно дорогих машин здесь только пара. В основном же горят отечественные автомобили и бюджетные иномарки.
Кроме того, пожары возникают, как правило, в обычных дворах, находящихся вдали от элитных новостроек. Пламя классовой ненависти наверняка разгорелось бы поближе к роскошным апартаментам. Так что в радикально настроенных борцов с буржуазией в данном случае лично мне совсем не верится.
В комментариях к нашим новостям ночные автопожары многие связали с тем, что владельцы машин часто паркуются на газонах или в других неположенных местах. Эта версия получила горячее одобрение народных масс и спровоцировала поток гневных реплик в адрес погорельцев: «Бросаете свои «ведра» где попало, вот и получите». Дескать, появился на Руси богатырь, который всех вас покарает огнем за нарушение ПДД, — трепещите и паркуйтесь только на специальных паркингах.
Эта интересная версия подтверждается, но только частично. Некоторые из полыхавших по ночам автомобилей действительно стояли на газонах. Но лишь некоторые, далеко не все. Многие были припаркованы по всем правилам. А некоторые — даже на стоянках. Причем не просто оборудованных и огороженных — на ведомственных, принадлежащих организации.
На сегодня есть только один автопожар, где нашлись очевидцы, видевшие поджигателя. И это тот самый случай, когда версия о мести пешеходов никак не подходит: коктейль Молотова поджег безвинный микроавтобус, стоявший на огороженной стоянке.
Очень часто в возгорании автомобилей потерпевшие обвиняют владельцев нелегальных автопарковок, которые до сих пор работают во дворах Екатеринбурга. И тому есть веские причины. Во-первых, эти господа — чуть ли не единственные, кто получает очевидную материальную выгоду от автопожаров. Угроза того, что беззащитный автомобиль ночью может сгореть, — серьезный аргумент для того, чтобы переставить его из-под окон на охраняемый паркинг.
Действительно, некоторые автопожары апреля вполне могут оказаться делом рук автопарковщиков. Вот, например, пожар на улице 40-летия Комсомола, что произошел в ночь на 9 апреля рядом с домом №26.
Побывав на месте и поговорив с потерпевшими, мы узнали: аккурат на том месте, где ночью полыхали машины, неизвестные предприниматели собирались поставить будку охранника. Более того — поставили.
Но волевая женщина, старшая по дому, вызвала грузовик с манипулятором и вывезла сторожку неизвестно куда.
Впрочем, это не помешало парковщикам организовать платную стоянку менее чем в 100 метрах. В итоге часть автомобилей жильцов дома №26 стоят на платной парковке, а другая часть — тут же, но на бесплатной.
Но хотя одни жильцы и грешат на парковщиков, другие уверяют: все конфликты с ними уже давно улажены и расширять свои владения в районе дома №26 они не планируют.
Версия о злых парковщиках применима не во всех случаях. Она, к примеру, не объясняет поджог на огороженной частной стоянке. Да и в местах некоторых других пожаров парковщикам просто нечего делать. Кроме того, давайте глянем на карту автопожаров.
Машины полыхают в разных районах города. Не думаю, что в Екатеринбурге завелся некий единый центр, координирующий действия всех нелегальных парковок города. Обычно такие стоянки организуют во дворах местные жители или проживающие здесь гости города. Как правило, эти «предприятия» не связаны между собой.
Легко поверю, что в одном районе может появиться «король парковок», под началом которого окажется несколько таких стоянок. Но чтобы все разнообразие паркингов оказалось в одних руках — маловероятно. Еще меньше шансов на то, что парковщики из разных районов договорятся и устроят огненный субботник по всему городу, чтобы загнать автомобилистов на свои стоянки. Это уже какой-то масонский заговор получается.
Слишком сложный сценарий для небольшого, если подумать, парковочного бизнеса. Может, все проще? Весна в этом году довольно противная — осадки, влажность, то холодно, то жарко. Может быть, у автомобилей просто не выдерживает проводка? Обычные пожары, из-за замыкания.
В общем-то, вполне рабочая версия. Весной не только высок уровень влажности — из дворов и гаражей начинают выезжать те машины, чьи хозяева не рискуют ездить зимой. Часто это старые автомобили со старой проводкой. Она не выдерживает очередного пробуждения от долгой зимы и начинает коротить.
Некоторые автомобилисты из тех, чьи машины загорелись в апреле, сами грешат на свою электропроводку и допускают, что она могла коротнуть.
Но профессиональный автоэлектрик утверждает, что для коротких замыканий сейчас совсем не сезон.
— Ерунда все это. Никакие перепады температуры или влажности на проводку особенно не влияют. А если уж брать сезонные тенденции, то проводку в машинах чаще замыкает зимой — когда включают режимы автозапуска. Так что техническими проблемами такую эпидемию автопожаров не объяснить.
Слова Романа подтверждает и сухая статистика. Просмотрев сводки МЧС с начала года, я обнаружил, что пока по числу автопожаров лидирует февраль.
Еще немного фактов
За 28 дней февраля только в Екатеринбурге произошло 29 автопожаров. От огня пострадало 37 машин разных типов — включая автобусы.
В марте 31 день и за этот месяц в городе пострадал 21 автомобиль в 14 пожарах. Кстати, были и массовые автопожары — в ночь с 15 на 16 марта в двух районах Екатеринбурга сгорело семь автомобилей.
А за 17 дней апреля в городе уже произошло 17 автопожаров, и в них повреждено 27 машин. То есть и количество возгораний, и число поврежденных автомобилей уже серьезно превышает норму. Конечно, до пламенного февраля нам еще далеко. Но если дело в проводке, то, по логике, число полыхающих машин должно снижаться, а не расти.
К тому же, теперь машины горят почти каждый день, точнее ночь. Из 17 апрельских автопожаров лишь один произошел днем. Так что объяснить такую статистику простым совпадением трудно.
Итак, получается, что техническими проблемами или сезонностью апрельский всплеск автопожаров не объяснить. Может, мы имеем дело с психически нездоровым человеком? Маньяком-поджигателем, который ненавидит автомобили или просто обожает смотреть, как они горят? Главный психотерапевт области с этим предположением частично соглашается, но просит не делать скоропалительных выводов.
— В период кризисных явлений, в частности экономических, любая дополнительная психологическая нагрузка может спровоцировать психически неуравновешенных людей на неадекватные поступки — в том числе и на поджоги. Отвергать эту версию нельзя, но и говорить о ней всерьез рано. Когда поджигателя выявят — тогда можно будет сказать что-то определенное. Точно так же спровоцировать не вполне адекватного человека на поджог может и шумиха в СМИ, нагнетающих версию о пиромане. Может появиться подражатель виртуального пиромана или кто-то захочет свести личные счеты и свалить вину на этот вымышленный персонаж.
Добавлю: хронология пожаров такова, что многие из них происходили с небольшими временными интервалами — с разницей в несколько минут горели машины в разных концах города. Например, в ночь с 1 на 2 апреля на улице Кировградской на Уралмаше примерно в половине третьего загорелись две Toyota, и примерно в то же время на Юго-Западе, на Белореченской сгорели еще три автомобиля.
Каким бы маньяком ни был гипотетический пироман, но перемещаться с такой скоростью по городу может разве что вертолет. Так что сваливать всю вину на психа-одиночку по меньшей мере наивно.
Какая же из перечисленных версий окажется правильной? Ответ: все. Сбрасывать со счетов ни одну из них нельзя. И полицейские совершенно правильно решили не объединять апрельские поджоги в одно уголовное дело.
Совершенно точно, это не дело рук одного злодея или даже организованной группы преступников. Обстоятельства ночных пожаров подсказывают: они не связаны друг с другом и в каждом конкретном случае придется искать своего виновника, свалить все на кого-то одного не выйдет.