Ранним утром 15 апреля на железнодорожный вокзал Екатеринбурга прибыл поезд, следующий по маршруту Новороссийск — Нижний Тагил. В его вагонах из зоны конфликта на Украине домой вернулись добровольцы во главе с Владимиром Ефимовым.
Напомним, формирование добровольческого подразделения началось еще зимой. Организацию взял на себя руководитель Фонда ветеранов спецназа Владимир Ефимов, который и возглавил роту уральцев. 11 марта подразделение торжественно погрузилось в поезд и отправилось в зону конфликта, где присоединилось к бригаде «Призрак» известного военного деятеля ЛНР Алексея Мозгового.
Сегодня непосредственно с Ефимовым из вагона вышли двое: один из них — замполит роты с позывным «Мурзилка». Второй боец свою личность скрыл. |
Командир роты еще зимой сообщил, что едут они в ЛНР только на месяц, и подчеркивал, что выступать его подразделение будет исключительно как добровольческое. То есть бойцы не должны брать денег за свою службу и заключать договоры о вступлении в вооруженные силы ЛНР. Владимир Ефимов предупреждал: если добровольцы подпишут контракт с ополченцами, то фактически изменят присяге, данной Российской Федерации, и окажутся наемниками в глазах закона.
Тем не менее, как рассказал сегодня сам Ефимов, некоторые из уральских добровольцев все же вступили в ряды национальной гвардии ЛНР и остались воевать на территории Украины. К этому их принудили, считает командир.
— Создается впечатление, что руководители ЛНР своими административными барьерами хотят задушить добровольческое движение. И вообще тяготеют к Киеву сильнее, чем к Москве. От нас буквально требовали подписывать контракт. Я им объяснял, что, если мы это сделаем, то у себя на родине окажемся наемниками, но они отказывались войти в наше положение.
Вообще в ЛНР много неприятного. Мы в Комиссаровке были, она еще недавно под «укропами» была. Так нас там некоторые даже оккупантами называли. Очень неприятно было. А еще оказалось, что в ЛНР часть населения платит налоги Украине, а значит и ВСУ. Естественно, нам все это не понравилось. И мы перешли в подчинение ДНР, там совсем другое отношение.
В итоге сегодня в Екатеринбург вернулись всего 14 добровольцев. Еще 12 не стали дожидаться организованного выезда и отправились домой раньше — «своим ходом». А 26 бойцов остались на Украине.
Владимир Ефимов тем временем обещает собрать новое подразделение бойцов-добровольцев и снова отправиться в зону конфликта. В следующий раз, утверждает он, уральские добровольцы поедут в ДНР, а в требованиях к желающим повоевать на Украине особое внимание уделят их физической подготовке. В этой командировке, напомнил командир, многие его бойцы оказались не в лучшей форме и выбыли из строя из-за банальной простуды.
Сам командир добровольческого подразделения еще не знает, вернется ли он в зону конфликта. Говорит, что и у него есть проблемы со здоровьем, да и возраст уже не юный. |
Но, судя по всему, это не единственная группа добровольцев, вернувшаяся сегодня на Урал.
Как рассказывают проводницы поезда, на самом деле добровольцев, вернувшихся в Россию в их вагонах, было гораздо больше: 150 человек как минимум. Многие сошли еще в Казани, но и в Екатеринбург их приехало немало. |
Только на вокзале Екатеринбурга вышли несколько десятков крепких, суровых мужчин. Кто-то в гражданском, кто-то в камуфляже. Сотрудники РЖД, которые работают на южном направлении, уже на глаз научились определять, кто из их пассажиров возвращается с юго-востока Украины. |
Я разговорился с одним крепким мужчиной лет 50 — одет в потертую «горку» и с большим рюкзаком камуфляжной расцветки. Сразу видно, что приехал не с курорта. Оказалось, Николай — тоже доброволец, только сражавшийся в рядах ДНР.
Николай, доброволец:
— Про Ефимова и его роту могу сказать одно: зря они в ЛНР поперлись. Бедлама там много. У того же Мозгового. Все, что про этого бригадира рассказывают, смело делите на десять. В ЛНР уже давно о войне думают куда меньше, чем о деньгах. Там есть что делить, этим и занимаются. Ефимов говорил, что потери в бригаде «Призрак» были? Ну так все от того же бардака. У нас вот все спокойно было. Хотя и в ДНР не все гладко.
Нет у них понимания, чего дальше хотят. С «укропами» все ясно — они к обороне готовятся и наступать вроде бы не планируют. Сам видел, что технику зарывают, укрепления строят. А наши… Наши договориться не могут. Одни кричат: «Вперед на Мариуполь!» Другие говорят, что надо укрепляться и мирный быт налаживать.
Но вообще, похоже, что затишье надолго. По опыту прошлых войн знаю: если активность боевой авиации упала, значит все тихо будет. Сейчас там вообще никто почти не летает. Может, дело к настоящему миру идет.