Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Скоро открытие. Авторы мозаичного павильона — о вандалах, Ройзмане и дендропарке УрФУ

11 сентября 2014, 14:30
Скоро открытие. Авторы мозаичного павильона — о вандалах, Ройзмане и дендропарке УрФУ
Фото: Александра Новикова
Реконструкция старой беседки выходит на финишную прямую. Осталось выложить всего один квадратный метр плитки. Журналист Портала 66.ru тоже помогла авторам проекта, а заодно выяснила, почему люди готовы тратить свое время, силы и деньги на то, что так легко сломать.

«Здесь были лохи!», «Маша дура!» и другие, типичные для подростков нулевых, надписи долгие годы копились под крышей беседки в дендропарке около УрФУ. До тех пор пока туда не пришла семья Прислоновых — студент ЕАСИ Максим и выпускница УралГАХА Елена. Сейчас художники реконструируют полуразрушенную беседку. К 13 сентября она должна превратиться в шикарный мозаичный павильон — новую достопримечательность Екатеринбурга, на фоне которой будут фотографироваться новобрачные и другие жители города. Молодые художники надеялись сдать работу 5 сентября, но за несколько дней до этого неизвестные ночью сорвали плитку, остатки бросили в водоем.

Восстановить работу помогали волонтеры. Я тоже записалась в добровольцы, а заодно спросила идейного вдохновителя проекта Лену Прислонову о том, зачем ей это надо.

Скоро открытие. Авторы мозаичного павильона — о вандалах, Ройзмане и дендропарке УрФУ

Дата открытия пока примерная. Работы должны завершиться к 13 — 14 сентября. Художники обещают выступление оркестра и угощения.

— Как возникла идея сделать из разбитой беседки арт-объект?
— У нас появилась возможность взять битую плитку на работе моей мамы. Мы долго думали о том, куда ее можно применить. С появлением ребенка мы стали гулять в дендрарии, наматывая круги километрами, и постоянно проходили мимо этой беседки. Сошлись два полюса — битая плитка и беседка, и мы поняли, что можно сделать мозаичный павильон.

— Когда вы составляли описание мозаичного павильона на Boomstarter.ru, вы думали, что найдутся люди, которые будут готовы отдать свои деньги на реконструкцию беседки?
— Сначала мы рассказали подруге, что хотим сделать беседку, и спросили ее, будет ли она нам помогать. А она ответила нам вопросом: «А вы не хотите собрать на это деньги?». И мы решили привлечь к этому проекту всех заинтересованных.

— Сколько человек в итоге решили вам помочь?
— Суммарно скинулся шестьдесят один человек. Среди них было много и незнакомых людей, которые поддержали нас.

Скоро открытие. Авторы мозаичного павильона — о вандалах, Ройзмане и дендропарке УрФУ

Вот так беседка выглядела еще месяц назад.

Скоро открытие. Авторы мозаичного павильона — о вандалах, Ройзмане и дендропарке УрФУ

А вот так она будет выглядеть всего через пару дней. Работы почти окончены.

— Если бы эти люди не нашлись, вы бы стали продолжать проект — но уже на свои деньги?
— Сначала мы не думали о том, что реконструкция беседки требует много денежных затрат. Так что, если бы мы сами это делали, мы бы, наверное, влипли. За вычетом налогов нам пришло больше двадцати девяти тысяч рублей…

— Вы работали целую неделю, как вдруг неизвестные посрывали всю плитку. Что вы почувствовали, когда об этом узнали?
— Мне сообщил об этом Максим… Сначала он очень боялся и начал издалека, но потом рассказал о том, что в группе уже выложены фотографии разрушенной беседки. Первой реакцией было удивление. Несколько дней назад у меня было какое-то предчувствие: я увидела эту беседку без плитки и с остатками клея. Я думала, что, если плитку сдерут и останется только клей, она станет еще более некрасивой. На следующий день оно и случилось.

— Не было желания все бросить?
— Таких мыслей у нас не было, хотя я очень расстроилась. Мы решили, что второй раз сделаем еще лучше и что мы не должны сдаваться, чтобы добро одержало победу над злом.

Скоро открытие. Авторы мозаичного павильона — о вандалах, Ройзмане и дендропарке УрФУ

По одной из версий, нападение на беседку совершила группа местных жителей, которая любила в ней встречаться и распивать спиртное. Однако организаторов проекта смутило слово «арт-объект» в послании художникам. «Вряд ли в лексиконе обычного алкаша встречается такое слово», — говорит Елена Прислонова.

— Неизвестные оставили красноречивое послание: «Это не арт-объект, это кривое говно», вернули обратно сиденья, на которых вечерами собирались местные алкаши, и вставили в отверстия стен вместо плитки пустые бутылки из-под спиртного… У вас есть версии о том, кто это сделал?
— На обратной стороне картонки с посланием было еще одно: что-то там про Украину и про Путина. Либо кто-то таким образом запутывал следы, либо это просто сделали неадекватные люди. На самом деле в мисс Марпл сейчас играть бессмысленно — кто бы это ни сделал, никакого оправдания для них нет. В любом случае мозаичный павильон стал намного красивее, чем полуразрушенная беседка. К этому приложило руку очень много людей, детей и вообще всех, кто хотел оставить память городу, а их старания были разрушены. Это очень неприятно.

— Как вы сейчас охраняете беседку?
— По ночам парк закрывается и охраняется, но никого не останавливает маленький заборчик вокруг парка. Идея огородить беседку возникла лишь на эмоциях, но мы не исключаем того, что, возможно, придется поставить вечерний патруль.

— После случая вандализма волонтеров стало еще больше. Все — разные люди. Кто они?
— Нам помогают наши друзья, знакомые и прохожие. Проходя мимо, люди всегда интересуются тем, что мы здесь делаем. Мы получаем много положительных эмоций, все радуются и благодарят нас. Иногда к нам приходят помогать целыми группами. Например, «Рисуем вместе». Пришло больше двадцати человек, и за два часа мы сделали больше, чем за весь день.

Скоро открытие. Авторы мозаичного павильона — о вандалах, Ройзмане и дендропарке УрФУ

Нашего журналиста настолько увлекла работа, что он приходил помогать ребятам несколько раз. Интереснее всего было искать осколки плитки подходящей формы и выкладывать своими руками настоящую мозаику.

— К вам приходил даже Евгений Ройзман
— Да, мы обратились к нему за помощью, чтобы рассказать о том, что случилось, и что нам нужны волонтеры. Он пришел, посочувствовал и пообещал помочь, как сможет — бросить клич в социальных сетях и объявить на субботней пробежке, в которой участвует много активных людей. Но пока ничего не вышло. Из ройзмановских волонтеров никто не откликнулся. Мы собирали людей своими силами.

— Для кого вы делаете эту беседку?
— Я надеюсь, что теперь там будут отдыхать больше семьями, чем шумными компаниями… Вообще я уверена, что пространство способно менять людей. Приятное и красивое, оно будет привлекать к себе хороших людей.

Текст: Александра Новикова для 66.ru. Фото: 66.ru; vk.com/mosaicpavilion