Сегодня мы посетили коллективный сад «Вагонник», что на Сортировке. На его территории размещается целое поселение таджикских цыган. Гости из теплой республики строят на садовых участках трущобы, где и живут. Зимой число обитателей этого аула невелико, но ближе к весне оно резко увеличивается — из Таджикистана приезжают сезонные рабочие. В прошлом году такой поселок полицейские уже ликвидировали, но в этом году он появился снова.
Условия проживания в этом поселке ужасны. |
Люди живут в хижинах, которые собирают из досок, строительного мусора, старых ковров, клеенки — из всего, что попадется под руку. |
Обогревают свои жилища при помощи буржуек. Спят прямо на полу. Ничего похожего на баню в этом поселении нам обнаружить не удалось. |
Садоводы рассказали, что в трущобах в разное время проживает до десятка семей — по 4–6 человек в каждой. |
На соседство они не жалуются — говорят, что ничего криминального за мигрантами не замечали. Зато нанять их на какую-то работу можно за копейки. По словам соседей, работают таджики в основном на овощебазе №4.
Пообщаться с обитателями очень трудно — едва заметив людей с фотоаппаратурой, они разбегаются и прячутся. |
Но с одним из молодых гастарбайтеров мне удалось перемолвиться парой слов.
— Давно тут живете?
— Шестой лет уже живем.
— Где работаете?
— Овощебаза работаем.
— Почему так фотографироваться боитесь?
— А-а-а, вы телевизор потом показываете? К нам менты приходят.
После экскурсии по таджикскому поселку в коллективном саду мы обратились за комментариями в местное отделение полиции.
Полицейские запретили фотосъемку на территории отдела, но от разговора не отказались. |
Попросив не называть его имя, офицер полиции согласился объяснить нам ситуацию с таджикским поселением. По его словам, оно получается вполне легальным.
Дело в том, что большинство жителей этих трущоб имеет регистрацию. Разумеется, не на территории сада «Вагонник», но в России. То есть нелегалами эти люди не являются и депортировать их нельзя. Жалоб и обращений от граждан на них не поступало, так что преследовать их по закону не за что.
В прошлом году трущобы находились на земле, где запрещено строить жилые здания, — на этом основании полицейские и ликвидировали таджикско-цыганский аул. Но в этом году гости из южных республик поселились на территории сада — там они по закону могут строить свои хижины. Сами мигранты уверяют, что арендовали эту землю у собственников.
Полицейские время от времени проводят рейды в этом районе, но раньше им попадались лишь маленькие группы таджиков. Однако вчера, после публикаций, посвященных импровизированному аулу, правоохранители изловили сразу 16 его обитателей. Оказалось, что ни к какому криминалу они непричастны — даже как попрошайки не числятся. Среди них не оказалось ни одного нелегала, так что гастарбайтеров отпустили.
Сейчас полицейские ищут владельцев садовых участков, на чьих землях выросли трущобы. Также разыскиваются люди, которые помогли таджикам получить регистрацию. Правоохранители намерены оштрафовать и тех, и других.
Полицейские сообщили о поселке в Роспотребнадзор — чтобы его специалисты проверили санитарное состояние поселения. |
Но в частной беседе сотрудники полиции сомневаются в эффективности этих мер. По их словам, ничто не помешает гастарбайтерам перенести трущобы на новое место, где вся история начнется заново.