Фоторепортаж 66.ru: кладбище поездов Свердловской железной дороги

Фоторепортаж 66.ru: кладбище поездов Свердловской железной дороги

Фото: Алексей Меркулов, 66.ru
Раздел Общество
23 июля 2013, 11:11
Паровозы начала XX века и советские электрички. Постапокалипсис, стимпанк, история и технологии прошлого на 25 гектарах закрытой для широкой общественности стратегической территории РЖД.

Побывать на кладбище поездов, как его называют в народе, я мечтал уже давно. Но РЖД по-прежнему сохраняет за такими объектами статус стратегических. И просто так туда, конечно, не попадешь. Сперва все кажется забавным. Зачем груду металла охранять и называть стратегически важной?

Но если представить, что повсюду пропало электричество и другие блага цивилизации, понимаешь, что эти раритетные паровозы, которые аккуратно хранятся, будут единственным доступным наземным транспортным средством. Бросай уголь — и поехали. Такой железнодорожный парк мог бы стать отличным музеем и интересной точкой на туристическом маршруте, но пока этому, видимо, не бывать. Именно поэтому мы вынуждены сохранить в тайне местоположение и координаты.

Назвать нашу поездку экспедицией можно было только в шутку. Хотя уже потом, когда мы пробирались на машине сквозь поле двухметровой травы, я понял, что это самая настоящая экспедиция. Да еще и непрекращающийся ливень. Когда мы свернули с ровной асфальтовой дороги, оказалось, что добраться до пункта назначения можно, только преодолев старую железнодорожную ветку. Ни туда, ни сюда. И если бы у нас был слишком низкий автомобиль, пришлось бы идти пешком.

Мы, на удивление, проходим. Но ландшафт переменчив и местами машина все-таки задевает днищем рельсы. По опыту наших гидов, по этой трассе точно не проедут легковые серии Audi и Mercedes.

Наши гиды передвигаются на Lada Priora. Такой машине здесь все нипочем. Позади нас сопровождает полноприводный автомобиль. Он покрупнее и повыше. На всякий случай.

Территория закрытая. Попасть просто так туда невозможно. Высокий забор, охранники, собаки, колючая проволока. Уже заехав, мы пересаживаемся в полноприводный вездеход. Предстоит преодолеть еще около полукилометра по бездорожью.

Мы на месте. Трава порой достигает человеческого роста. «Вокруг змеи», — сразу предупреждают нас гиды. Территория обнесена колючей проволокой и охраняется. Нас встречают несколько охранников, которых мы оторвали от приготовления обеда в одном из полуразрушенных вагонов.

Своеобразный музей под октрытым небом — это 6–7 железнодорожных веток, вплотную забитых поездами разных эпох. Есть вполне себе свежие электрички.

Первое ощущение — составы с электричками не кончатся никогда. Около полусотни вагонов пассажирского типа прячут за собой самое главное — теперь уже раритетные паровозы.

И вот оно — чудо техники первой половины ХХ века. Настоящий паровоз 1947 года выпуска встречает нас первым. Я немедля взбираюсь по лестнице. Взору открывается нескончаемая цепь железнодорожных тягачей. «Они все на ходу, — отмечает наш провожатый. — Паровозы — как самовары. Ничего им с годами не делается. Хоть сейчас забрасывай уголь — и поехали».

Все вокруг черное, как гуталин. Специалисты объясняют, что все эти паровозы регулярно обливают мазутом. Так и внешний вид более презентабельный, и металл лучше сохраняется от коррозии.

Вы когда-нибудь видели фильм «Дикий, дикий Запад» с Виллом Смитом? Вот это и есть цитадель стимпанка. Здесь все механизмы такие же запутанные, только настоящие.

Мы уже в кабине машиниста. Это топка. Управляли паровозами машинисты, а вот топили не кочегары, как думает большинство непосвященных, а помощники машиниста. Бросали уголь специальными паровозными лопатами: длинный ковш и короткий черенок.

В разных частях паровозов можно найти уголь. Сколько ему лет, остается только догадываться.

Кстати говоря, вся наша экспедиция сопровождается ливневым дождем. Он смывает мазут, и вся эта масса стекает по рейкам и трубкам вниз. Несомненно, я успел достойнейшим образом, как и полагается новичку, испачкаться в мазуте.

Статные паровозы издалека кажутся неподдающимися времени. Однако, если подобраться поближе (или залезть на крышу), то можно встретить и проросшие березы, и паутину, и даже мох.

Самый-самый старичок в этом парке паровозов выпущен в 1938 году. Он меньше всех по размеру чуть ли не вполовину. Узкая лесенка и очень тесная кабина. Не позавидуешь машинистам довоенных времен. Не зря говорят, что профессия машиниста всегда была уважаемой и почетной, но очень тяжелой и изнурительной.

Мы на некоторое время покинем паровозы (еще больше фотографий — в фоторепортаже в самом низу), чтобы посмотреть на постапокалиптичные электрички. В этих вагонах самое то снимать хорроры или блокбастеры про конец света.

В таких электричках с деревянными скамейками многие из вас наверняка успели поездить. Теперь большинство из них списаны, а некоторые с горем пополам сохранились здесь.

Когда-то по этим рядам шныряли кондукторы и контролеры, а пассажиры спали, прислонившись к окошку, или играли в карты. Сегодня все вагоны как будто после артобстрела. Но основные элементы интерьера по-прежнему хорошо видны: деревянные реечные скамейки, деревянные оконные рамы и алюминевые ручки на скамьях.

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка «Шарташ». Ну, например. Или «Шувакиш». В тамбурах таких электричек обычно бывало тесно и накурено.

На этом, пожалуй, и остановимся. Продолжать можно бесконечно, как, впрочем, и гулять по кладбищу поездов. Мелкие детали, надписи, гравировки, механизмы можно рассматривать часами.

Суммарно единовременно на территории этой засекреченой парковки поездов находится до двух сотен вагонов. Некоторые из них, возможно, когда-нибудь дадут задний ход и отправятся покорять железные дороги. Еще больше фотографий смотрите ниже в фоторепортаже.

Фото: Алексей Меркулов, 66.ru
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.