Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Роман Силантьев: «Турецкие исламисты уже на Урале»

7 июня 2013, 18:01
Роман Силантьев: «Турецкие исламисты уже на Урале»
Фото: Юля Зыкрянова; архив 66.ru
Известный ученый рассказал нам о том, что происходит в Турции и где находится центр ваххабитов в Свердловской области.

В Турции уже 10 дней идут народные волнения. Все началось с акции протеста экологов в Стамбуле — активисты выступали против сноса деревьев в парке Гези для строительства торгового центра. После того как полиция применила слезоточивый газ для разгона демонстрантов, требования протестующих очень быстро с экологии переключились на политику. Основной целью стал премьер-министр страны, лидер умеренной исламистской «Партии справедливости и развития» Реджеп Эрдоган.

У власти он находится десять лет и на своем посту сменил так называемых кемалистов — приверженцев политики Кемаля Ататюрка, создавшего современную Турцию. Кемалисты отдавали национализму почетное место в своей идеологии, опирались на армию и дружили с США. Кроме того, каждое правительство кемалистов было страшно коррумпированным.

Идеи Ататюрка доминируют у населения.

Эрдоган все изменил: обеспечил Турции небывалый экономический рост, подружился со всеми соседями, в том числе и с Россией (достаточно сказать, что торговый оборот между нашими странами за десять лет вырос с 5 миллиардов долларов США до 32 миллиардов), и улучшил жизнь турецких мусульман. А также провел аресты среди генералитета, чем ослабил политическое влияние армии.

Однако с недавнего времени Эрдоган стал проводить совсем иную политику: разругался с Ираном и Сирией, начал поддерживать повстанцев — противников режима Асада, провел несколько приватизаций, начал тесно общаться с Саудовской Аравией и Катаром, где правят ваххабиты. Экономика в стране начала стагнировать, разрослась коррупция, а традиционный ислам все чаще стал уступать его радикальным формам.
Демонстранты обвиняют Эрдогана в авторитаризме, засилье исламистов и растущей безработице.

Мирные демонстрации очень быстро переросли в беспорядки.

Мы решили поговорить с главным в нашей стране экспертом по радикальному исламу Романом Силантьевым о событиях в Турции, и о том, как они могут повлиять на обстановку в Свердловской области.

— Что сейчас происходит в Турции и какой вред ситуация с протестами против Эрдогана может принести России?

— Любая нестабильность в регионе играет на руку ваххабитам, которые, собственно, и живут в этой нестабильности, в этой мутной воде, для них это естественная среда обитания. И чем больше революций везде происходит, тем они комфортнее себя чувствуют и тем активнее действуют. Особенно когда во время этих стычек побеждают их союзники.

Но в данном случае для нас выступления в Турции не особенно страшны. Совершенно очевидно, что именно политика Эрдогана привела к этим событиям. Его низкопоклонничество перед Америкой и, самое главное, перед ваххабитскими Саудовской Аравией и Катаром, если честно, выглядит странно.

Есть мнение, что он переиграл сам себя. Его объединение с ваххабитскими монархиями против Сирии не вызвало радости ни у кого. Желание Эрдогана сменить законную власть у соседа аукнулось уже самой Турции: против премьера выступили светские слои населения, интеллигенция.

Против исламистов выступила светская часть общества.

Турция неофициально использует учения двух своих богословов — Саида Нурси и Фетуллы Гюллена для идеологической экспансии в другие страны. В России действует запрещенная организация «Нурджулар», которая под прикрытием учений Нурси и Гюллена распространяет в среде российских мусульман идею создания исламского государства под предводительством Турции.

— Недавно в Перми задержали последователей учения турка Саида Нурси, у нас его книги признаны экстремистскими. Можно ли говорить о том, что сейчас в стране идет внедрение его идей в мусульманской среде?

— Внедрение есть, но оно слабее в сравнении с ваххабитской пропагандой, и в перечне угроз это далеко не первое место, хотя, конечно, спецслужбы этой проблемой занимаются. Я бы назвал это «ангиной на фоне прогрессирующего рака». У нас уже давно пантюркисты пытаются в России что-то делать, более ста лет это происходит, но, честно скажем, больших успехов не добились.

— А какова ситуация с радикальным исламом в Свердловской области?

— Свердловская область занимает второе место в «командном зачете» по количеству муфтиятов — целых шесть штук. У вас за короткое время появилось два крошечных муфтията: так называемый Центральный муфтият Ашарина, а до этого в Березовском — Мусульманское духовное собрание Свердловской области (в самом конце 2011 года).

Они очень маленькие и не сильно влияют на ситуацию, просто их появление является сигналом властям, что нужно прилагать усилия в этой сфере, потому что в дальнейшем может и больше муфтиятов появиться. Гораздо удобнее и лучше, когда есть один муфтий, который отвечает за все и с которым можно работать. По сути, у вас пять муфтиятов в области. Митрополит один, а их — пятеро. Это в том числе проблема присутствия — на возложении венков, например, на официальных мероприятиях. Это проблема представления интересов.

Особо нужно отметить казыят Нафигуллы Аширова (Казыятское управление мусульман Свердловской области, входит в Духовное управление мусульман азиатской части России, — прим. ред.), для подобного рода структур главное — вызвать нестабильность. Муфтияты бывают разные, но если что-то скандальное происходит в мусульманской среде, то это происходит у них или с их подачи. У них то литературу найдут запрещенную, то имама посадят или депортируют, то они заявления делают на грани...

Первоуральская мечеть на улице Гагарина,16 — центр Казыята Аширова на Среднем Урале.

Нафигулла Аширов — довольно известная и одиозная личность в российском исламе новейшего времени. Судимый в Советском Союзе за хулиганство, он позже «пришел к Богу», а в начале 90-х развил бурную деятельность по всей России. На Урале он отметился, помимо прочего, грандиозным (по состоянию на 1997 год) проектом строительства соборной мечети на Эльмаше за миллион долларов. Деньги выделяла одна из монархий Персидского залива. При большом скоплении народа Аширов лично заложил фундамент культового сооружения. На следующий день некие молодые люди вырыли символический камень и увезли его в неизвестном направлении. С тех пор о мечети на Эльмаше ничего не слышно.

— И как эти люди действуют у нас в области?

— Центр этого казыята — Первоуральск. Соответственно, и проблем там несколько больше. Недавно у вас там листовки развесили (в апреле в Новоуральске на зданиях главпочтамта и военкомата появились листовки экстремистского характера, которые призывали к свержению существующего строя и созданию халифата, — прим. ред.). Власти, конечно, отрицают и говорят, что это происки политических конкурентов. Но на самом деле, еще повторюсь, почти всегда в азиатской части России возмутителями спокойствия в общинах выступает именно Аширов.

Сейчас ликвидировали его централизованную структуру на Дальнем Востоке — Приморский казыят: ликвидировали несколько общин, провели обыски, нашли опять-таки запрещенные книги. В Новосибирске двум его имамам дали условные сроки. Сейчас у них черная полоса, впрочем, как и у всего Совета муфтиев России (Аширов является зампредом этой организации). И ваша ситуация об этом косвенно свидетельствует — им надо было просто напомнить о себе.

Первоуральские листовки славили Туран и провозглашали смерть «для врагов тюркского народа».

— Как вы оцениваете инициативу правительства Челябинской области? Теперь мечети там можно строить только после согласования с их министерством культуры и главным муфтием области.

— Правильная инициатива! А зачем ваххабитам, которые помимо муфтия там присутствуют, свои мечети? Другое дело, что они их сами-то не особо строят — они их захватывают. Довольно редки случаи, когда они их действительно строили сами. Обычно смещают имамов. Тем не менее такие инициативы являются дополнительным барьером для ваххабитов, и это хорошо.