Простейший сравнительный анализ фотографий усадьбы, который мы провели вместе с читателями, позволяет сделать один вывод. За два прошедших года ни Генеральная прокуратура, ни Областная прокуратура, ни Министерство культуры, ни Центр экологического мониторинга и контроля, ни даже суд — никто не смог заставить филиал Агентства по управлению памятниками исполнять закон и заниматься восстановлением усадьбы.
Ответственные за сохранение памятника структуры располагаются прямо здесь же. И если у Минкульта еще есть табличка, то Агентство по управлению памятниками идентифицировать никак нельзя. Но мне там однажды удалось побывать. Две толстенные двери, за которыми вас встретит охрана. И выгонит. |
Да и что решают простые разговоры. Я начал удивительно монотонную и скучную бумажную войну. Сделав в качестве вещдока десятки снимков здания, я принялся писать обращения. Сначала заместителю генерального прокурора Юрию Золотову, потом губернатору Мишарину, следом министру культуры Бадаеву. Дело было в 2011 году.
Приложенные фотографии, видимо, растрогали сначала замгенпрокурора, а потом и всех остальных чиновников. Вокруг усадьбы закрутился настоящий сериал. Туда нагрянули несколько проверяющих комиссий подряд: Городская прокуратура, Центр экологического мониторинга, специалисты Минкульта и пр. В результате надзорные органы открыли для себя огромное множество нарушений как в самой усадьбе, так и в парке.
Из официального ответа министра культуры Бадаева А.Ф. по результатам проверки. |
Практически все, что было на моих фотографиях, нашло подтверждение в ходе проверки специалистами Минкульта. |
Прокуратура пошла дальше и обратилась с иском в суд. |
История становилась все интересней, а главное — продуктивней. Азарт, адреналин. Вот уже ФГУК «АУИПИК» штрафуют аж на 20 000 рублей за халатное отношение к памятнику. И казалось бы, вот он, успех: ворох предписаний, судебное разбирательство, штраф и торжественно-разоблачительные публикации в СМИ… Но дверь Агентства все-таки оказалась непробиваемой.
Прошло уже два года, и ничто не может сдвинуть дело с места. Здание как разрушалось, так и разрушается. Но это не мешает его владельцам сдавать в аренду помещения в нем. Думаете, оно целиком отдано под Дворец детского и юношеского творчества и чиновничьи кабинеты? А попробуйте ради любопытства зайти после полудня. Там кипит офисная жизнь и пахнет разогретой в микроволновках едой. Да и прилегающая территория идет в дело. Достаточно вспомнить прошлое лето, когда в Харитоновском парке с ведома Агентства рубили деревья и ставили летнее кафе. Портал 66.ru тогда сделал все, чтобы заведение из парка убрали. Получилось. Помимо того, руководство компании-собственника структуры тогда снова оштрафовали. Уже на 200 тыс. руб. Хотя какая разница, двадцать или двести… Деньги-то бюджетные.
Летом 2012 года Агентство сдало в аренду целый газон под летнее кафе, нарушив тем самым природоохранное законодательство. А еще чуть позже филиал Агентства дал разрешение на перенос так называемого кладбища памятников в парк. |
Штрафы эти должен был платить директор ФГУК «АУИПИК» Дмитрий Макаров. Я пока ни слова не сказал о нем. И наверное, не скажу. Для меня этот человек неуловим. За все эти годы мне ни разу не удалось пообщаться с г-ном Макаровым. Вот и на этой неделе, пока готовил публикацию, я пять раз пытался связаться с ним. Однако он то был занят, то выходил, то снова возвращался, а в итоге, по словам секретаря, «вроде бы, совсем ушел». А я так хотел спросить, как он оценивает свою личную ответственность за разрушение усадьбы. Дмитрий Петрович, если вы прочли этот текст, позвоните в редакцию, нам есть что обсудить.
Единственный способ найти хоть какой-то контакт с господином Макаровым — его аккаунт в социальной сети «Одноклассники». |
Крупнейший арендатор усадьбы — так называемый Дворец пионеров. Дети бесплатно занимаются — городской бюджет платит. На слове «платит» нужно внимание особо заострить. Собственник до последнего времени получал от детского образовательного учреждения 1,4 млн рублей в месяц. В год это 17 млн рублей. Но все бы ничего, да в завершении 2012 года директор Городского дворца творчества Татьяна Зыкова получила уведомление от господина Макарова. «Речь шла о повышении арендной платы более чем в 2,5 раза. Теперь не 17 млн в год, а около 40 млн», — рассказала Татьяна Зыкова.
Татьяна Зыкова, директор Городского дворца творчества «Одаренность и технологии»:
— Сразу получив уведомление, как того требует юридическая процедура, я написала господину Макарову, что договором зафиксирована иная сумма. И чтобы все наши платежи были законными, я прошу его заключить с нами соглашение на новый размер арендной платы. Больше ничего. Получаю ответ: допсоглашения не будет, платить нужно на основании уведомлений и выставленных счетов. Естественно, для финансовых органов уведомление за подписью Макарова не является основанием для оплаты. Куда пойдут эти деньги? Вот если бы существовала какая-то четкая и понятная система отчетности — как расходуются средства, полученные от аренды. Вот в прошлом году от нас было получено 17 миллионов. На что они потрачены?
Итак, городской бюджет платит 17 млн рублей в год за бесплатные кружки и секции для детей. Но как тратит эти деньги собственник — никто не знает; а судя по состоянию фасада и внутренней начинки здания — не тратит никак, ну или тратит не на усадьбу, что тоже возможно, не правда ли. Теперь арендную ставку пытаются повысить до 40 млн рублей, да еще и сделать систему отчетности совсем непрозрачной. В то же время претензии по состоянию усадьбы Харитонова — Расторгуева получает кто? Правильно, администрация Екатеринбурга. В общественном сознании за территорию в центре города отвечает город. При этом нужно понимать, что город уже за все заплатил, остальное — задача собственника. То же самое касается прилегающего парка и пруда. По сути сейчас участок в 8 Га в центре Екатеринбурга ничей. При двух хозяевах.
Как обернется история с усадьбой — вопрос. Сейчас некоторые объекты культурного наследия постепенно выходят из юрисдикции федералов и спускаются на региональные балансы. Ситуацию с усадьбой сейчас решают в правительстве РФ. Во всяком случае ее судьбу обсуждали на прошлом «Иннопроме» с Дмитрием Медведевым. Мельком, мимоходом. Давайте поднажмем.
А вон оно что, грядёт передел собственности. Кто-то глаз положил.
Алексей Меркулов пришел к нам недавно вместо Элины Тихоновой. Спасение этого архитектурного комплекса - это его уже нескольколетняя борьба, личная.
Он спросил, можно ли на 66.ru воспользоваться положением и добиться передачи из федерального имущества в муниципальное.
Я сказал, что мне пофиг и пусть делает, если от этого будет добро городу. Вот делают.
Если кто-то видит в этом заказуху, переделы или интересы, то их нет. Хотя никому ничего доказывать не хочу. Надоело доказывать, что не верблюд.
Деятельность этого неуловимого чинуши, как минимум, явно нуждается в комплексной серьёзной проверке с последующей её оценкой в рамках действующего правового поля!