Раннее утро. Табор заходит в кафе. Хотя табор — громко сказано. Их всего 4 человека — три девушки и один парень. Артисты цыганского ансамбля «Нэвэ Рома». Помещение тут же наполняется шумом, в котором ощущаются нотки настоящего цыганского театра — говорливого, яркого, разгульного. «Сегодня выходной, а у меня настоящий рыбный день — все с рыбой», — говорит руководитель ансамбля Алексей Богданов. — «А еще мне кофе должны, я уже столько тут денег на чай и кофе оставил», — шутит он.
Они не спали всю ночь. Два концерта — один в Миассе, второй на базе отдыха «Увильды» — друзья пригласили, не могли отказать. Вернулись в Екатеринбург в 6 утра и уже в 12 часов приехали на интервью. Они — современные цыгане, их жизнь все такая же кочевая, только современное общество диктует им другие правила, к которым невольно приходится приспосабливаться.
|
---|
Алексей Богданов, руководитель цыганского ансамбля «Нэвэ Рома», считает, что цыганам сегодня надо помогать. «Не зря правительство выступило с инициативой помощи нашему народу. Нас обучить легче, чем представителей других государств, потому что мы всегда были связаны с историей России. Сложнее адаптироваться тем, кто приехал сюда из другого государства». |
— Алексей, совсем недавно в правительстве России заявили о том, что разработают программу помощи цыганам. Будут вкладывать деньги в обучение, устраивать цыган на работу. Насколько вашей нации это необходимо?
— Современная жизнь цыган отражает состояние государства, и это хорошо, что сегодня затрагиваются такие вопросы помощи. Раньше, в советские времена, государство заботилось о людях. Сейчас принято ругать то время. Все говорят, был режим, была строгость. Но на самом деле за людьми тогда присматривали, им помогали. Люди тогда чувствовали, что они кому-то нужны. Власти следили за тем, как дети учатся, как взрослые получают высшее образование. Сейчас мне 40 лет — на мне и закончилось поколение цыган, которое тогда еще получало образование.
— То есть те времена для вас были хорошими?
— В Советском Союзе цыгане были под присмотром. 70 лет назад власти отменили у нас кочевой образ жизни. Они отменили попрошайничество, изменили основной уклад жизни, таким образом цыганский народ приручили. Отменили — а взамен ничего не дали. Мы стали заниматься коневодством. Тогда в колхозах и совхозах не было денежных отношений — с нами рассчитывались скотом. Помимо этого, в те времена цыгане стали заниматься торговлей. Это сейчас предпринимательство, а раньше это была спекуляция. Весь импорт — итальянские сапоги, курточки, легендарные шарфы мохеровые «Маккензи» — это все привезено было цыганами на Урал. Потом идут андроповские времена. Был дефицит водки. Как водку сделать? Естественно, находили спирт и делали суррогат, продавали. Потом в ход пошла такая мелочь, как помада, жвачка — то, на чем можно было сделать быстрый оборот.
— То есть основным направлением деятельности цыган на Урале была торговля?
— Ну конечно. Потом достаток советских людей начал расти, и цыгане стали заниматься кожей, мехами. Если вы были на «Таганском ряду», видели: там есть целый цыганский ряд, где оптом продают и покупают шубы. Основным занятием нашей нации была торговля. Цыгане всегда работали, как могли: приехали, купили, перепродали. Сейчас торгово-рыночные отношения вышли на другой уровень, для хорошего бизнеса необходимо знание бухгалтерии — и тут мы опять упираемся в образование. И цыгане выпадают из современного типа торговли.
|
---|
Алексей Богданов: «Цыгане стали нацией, которую россияне почти потеряли. Мы приезжаем куда-то с концертом, выходим на сцену и видим, что молодежь, которым сейчас от 18 до 25, на нас смотрит и не знает, кто мы вообще такие». |
— Насколько я понимаю, за 20 лет с момента перестройки цыгане просто потерялись для страны. Целая нация буквально испарилась.
— Вы совершенно правы. Например, мы приезжаем куда-то с концертом, выходим на сцену и видим, что молодежь, которым сейчас от 18 до 25, на нас смотрит и не знает, кто мы вообще такие. Они не понимают, что это за культура такая. Сейчас молодые-то цыгане стали забывать народные песни и начали исполнять соул, джаз, потому что это пользуется популярностью, это востребовано на рынке. Нас помнят и любят те, кому уже за 35 лет. И благодаря им наше искусство еще сохраняется. У меня мечта — найти какое-то меценатство и в Екатеринбурге открыть настоящий цыганский ресторан, куда люди могли бы прийти и просто послушать — вечер цыганского романса например. Мы бы приглашали именитых звезд — Валентину Пономареву, Алену Бузылеву, Наталью Бузылеву, Лилию Эрденко. К сожалению, цыганских звезд за границей знают и ценят больше, чем в России. У нас есть трио Эрденко. У них плотный мировой график выступлений. В России они дают всего один-два концерта. Они настолько именитые, что собирают залы-тысячники.
— А кто раньше курировал цыган на Урале?
— Раньше цыганам помогала диаспора, которая называлась «Рома-Урал», сейчас в силу разных причин ее уже не существует. А потребность в воспитании осталась.
— А как цыганский народ пришел к продаже наркотиков?
— Да очень просто. После перестройки многие поняли, что ждать помощи неоткуда. Многие не знали, как жить, и это толкнуло их на торговлю наркотиками. Это самый доступный бизнес, на котором можно быстро сделать деньги. А если бы цыгану тогда (и сейчас) смогли предложить какую-то альтернативу — он запросто бы перестал заниматься этим делом.
|
---|
Ася Романчей и Оксана Сокол. Они работают в ансамбле «Нэвэ Рома» уже несколько лет. Сейчас готовят номер к концерту Любови Успенской и группы «Штар». В перерыве между репетициями номера прошу их ответить на пару вопросов. |
Понимая, что мужчина в таком коллективе, как и в любой цыганской семье, все же глава, обращаемся к двум солисткам ансамбля — Асе Романчей и Оксане Сокол.
— Оксана, Ася, как, по вашему мнению, нужно возрождать цыганскую культуру?
Оксана: В первую очередь надо показывать позитивные моменты цыганской жизни. Что знает современная молодежь о цыганах? Пока один сплошной негатив. Люди уже забыли о том, что цыгане еще со времен великих наших поэтов, царей были всегда в жизни русского народа. Их красивые костюмы, пляски, песни — это всегда брало за душу человека. Сейчас надо цыганской жизни уделять больше внимания — показывать концерты, спектакли, самобытность, это интересное и позитивное направление.
— Мне кажется, нужно вообще начинать с азов. Что такое современная цыганская семья?
Ася: Нельзя однозначно ответить, потому что все зависит от ареала обитания цыганской семьи. Если это Екатеринбург, центр Урала, то это, скорее, уже стиль фьюжн получается. Традиции смешиваются с современностью. Раньше, когда цыгане были кочевыми, они сохраняли свою самобытность в кибитке, в бричке, своим табором, с одного места переезжали на другое, ни от чего и ни от кого не зависели. Сейчас появилось очень много условностей, связанных с современным миром. Это связано с получением образования, с вовлечением в бизнес, в работу, поэтому цыгане стали учиться.
|
---|
Девушки репетируют почти час, скрупулезно отрабатывая движения. Они одни из немногих, кто продвигает культуру цыганского танца в Екатеринбурге. |
— Интересно, а есть ли то, что россиянам стоит перенять у цыган?
Ася: Когда общество воспринимает какую-то нацию осторожно и в штыки, люди этой национальности становятся более сплоченными и держатся друг за друга. Заметьте, что советские времена ругают за то, что Россия прессовала другие нации, это позволило им сохранить свой фольклор. Если народ будет более открыт к нации, меньше будет дискриминации. Но пока есть какие-то границы, которые люди выстраивают вокруг себя, мы будем крепче друг друга поддерживать. Наши традиции — это исконно русские традиции. Просто мы их сохранили и мы их стараемся сохранять.
— Расскажите о ваших традициях.
Оксана: Самое первое — это уважение старших. Это четкая иерархия. Мужчина — это глава семьи, естественно. Несмотря на то, что все держится на женщине, мужчина все же главный в доме. Если этого не потерять, все остальное будет само по себе правильно выстраиваться.
Ася: Цыганская семья — это многоступенчатая семья, где живут бабушка, дедушка, папа, мама, отец, сноха... Нет такого деления — двоюродные или троюродные — все братья и все сестры. До 4–5 колена — очень тесные родственные связи.
|
---|
Алексей Богданов хочет возродить цыганскую культуру. Для начала — открыть школу, в которой он бы смог обучать детей истории цыган и их традициям, далее — продвигать культуру цыган в массы. Например, открыть на Урале настоящий цыганский ресторан, чтобы русская душа могла там развернуться. |
Особое отношение в цыганских семьях к детям. Мужчина, даже если он еще ребенок, всегда глава в доме. Ему поперек слова лишнего никто не скажет. Как говорит Алексей Богданов, из-за того что родственные связи сильны в семьях, детей редко отдают в детский сад, школу. Воспитывают сами и учат всему, что знают взрослые. Основы бизнеса дети познают также внутри семьи.
— Цыгане за своими детьми очень сильно присматривают, дальше своего палисадника не отпускают. Знаете, почему цыгане не учатся? Они считают, что, как только человек начинает учиться, он начинает шире мыслить, и взрослые боятся, что ребенок может просто уйти из семьи. Цыгане рожают много детей, чтобы обеспечить себе старость. В 20 лет парня уже женят, к 40 годам у него растет свой 20-летний сын, который семью кормит. А если ребенок выучился, стал умным, он скажет: «Папа, мне надо дальше, я пойду в Москву». Цыгане боятся остаться в одиночестве, они полагаются на детей и знают, что в старости о них позаботятся. Им же пенсию государство не даст, они никогда не работали. Ни одного цыгана нет среди бомжей.
— Так стоит ли вообще цыган возвращать в социум?
— Нужно начинать с малого. Открыть цыганскую школу, рассказывать о цыганской культуре, истории, говорить о том, что нужно быть открытыми миру и познавать многое. Мы не должны закрываться, мы должны поддерживать в детях жизнь и говорить о наших традициях, чтобы это не забывалось. Цыганам, конечно, немного легче, чем приезжим из ближнего зарубежья — мы тесно связаны с Россией. А людям, которые приехали из другой страны, сложно привыкнуть к другому менталитету. Они другие, у них другие ценности. Хотя в России для них и открывают школы, но молодежь туда не идет. Зачем им это надо, они знают, что в этом социуме они всегда будут чужими. Вот, например, некоторые диаспоры пытались открыть школу для своих. А им молодежь говорит: нам это не надо! Начнете преподавать английский — мы пойдем.
|
---|
Несомненный атрибут цыганского образа — это яркий костюм и неотразимая улыбка. Иногда кажется, что это не более чем сценическая маска. Но после того как с ними пообщаешься, понимаешь, что они такие и в жизни. «Вася, ты хороший парень, я таких людей очень чувствую», — без лукавства на прощание сказала Оксана. И ведь веришь этому, веришь. |
— Алексей, как ты считаешь, есть ли сегодня дискриминация у русских по отношению к другим нациям?
— Я не ощущаю какой-то дискриминации непосредственно к нам. А вообще в России дискриминация есть. Если тебе до 20 лет — тебя никуда на работу не возьмут — опыта нет, после 35 лет — тоже не берут, староват. Вот о какой дискриминации надо сегодня говорить. Сейчас беременных на работу не берут. Замужних не берут. Когда заполняешь резюме, ты не знаешь, что написать: с семьей ты или несемейный, замужем ты или нет? Ведь причины отказа в работе могут быть разные: не взяли, потому что не замужем или потому что ты завтра вдруг выйдешь замуж и тебе в декрет надо будет... Вот это дискриминация.
— Задам тебе вопрос, который задавал ранее Асе и Оксане: что русским, по твоему мнению, необходимо позаимствовать у цыган?
— Уважение к старшим. Я просто в шоке от того, что кто-то в общественном транспорте может не уступить место женщине. Курить и пить очень много народ стал, это тоже нехорошо. Несмотря ни на что, мне кажется, что нашим нациям есть чему поучиться друг у друга.
Когда эти учебники выйдут? Уж скорей бы.
А можно ли как то ускорить это?
а кто вообще в живую видел цыгана, который ежедневно ходит на работу и живет на то, что заработает честным путём?
в России! Простому русскому человеку недоступно приобретения жилья,медицинское
обслуживание,образование. Теперь вот митинги запретила кремлёвская стая!
Куда,русскому человеку податься,когда в Правительстве и в Думе чужие!
Кстати, 66 не боится 282 статьи?
А то материал, судя по комментариям, явно способствует разжиганию межнациональной розни ;)
– За что?!.
– А вы не любите пролетариат!
– Да, я не люблю пролетариат…
в чем-то я с ними согласен,
В чем интересно ты с ними согласен? не утрудишь ли себя уважаемый конкретизировать в чем именно ты с ними "согласен" и какие их так сказать "аргументы" находишь приемлемыми иразумными?
А тебе что Васисуалий известны прецеденты попыток трудоустройства цыган? Поделись где тебе такое "посчастливилось" лицезреть? У них по понятиям "западло"где либо работать. Так что это либо твоя "утка",либо ты клюнул на эту пущеную цыганами "утку".Много валя лебедева пробовала трудоустроиться или братец её сергей лебедев? Моет у тебя есть какие то другие примеры?Равно как и примеры с "отъездом" цыган с Урала...Что то я не замечал выставленных на продажу цыганских особняков да и в транспортных компаниях вряд ли подтвердят что заказывались контейнеры или фуры для вывоза имущества. Так что батенька довольно подозрительно твоё заступничество за цыганье. Подозрение в твоей не ангажированности ими.
Ну, что, теперь ещё и цыганы решили шантажом заняться? Давайте всем убийцам, насильникам, наркоторговцам жизнь обеспечим, если они пообещают больше не безобразничать. А заплатят за это обычные законопослушные работяги!
Да и вообще - естественный отбор ни кто не отменял, да и не отменит: вымираете, ну и вымирайте дальше. Меньше места занимать будете, ресурсов расходовать - больше нам достанется.
однако реально, целесообразность существования подобного народа на русской земле, мне лично, не ясна.
да и вобще доколе уже на земле нашей будут жить все кому не лень, одновременно с тем кому насрать на эту же самую землю.
ансамбль занимается любимым делом! приносит радость людям! у них есть наверное почитатели их ТАЛАНТА!как веселиться- так мы зовем коллектив на свадьбы , дни рождения - танцуем с ними и радуемся!
тут кто то на писал- в семье не без урода! да, есть цыгане которые торгуют наркотиками! но если подумать среди других наций не меньше торговцев, убийц, воров! мы не имем право оскорблять НИКАКОЙ народ! тем более в лице великолепного ансамбля!
ребятам хочу пожелать заниматься своим делом! они прекрасны! а комментарии НАПИСАННЫЕ ТУТ - НАДЕЮСЬ ВЫ НЕ УВИДИТЕ!
СТРАШНО ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ ГДЕ ВСЕ ЗЛЫЕ И ГНИЛЫЕ В НУТРИ!
Ну или по крайней мере подавляющее большинство.
И уж тем более мне непонятны нападки на руководителя коллектива. Алексей дал возможность честно и достойно зарабатывать не одному десятку цыган. И нам дал возможность наслаждаться красивой цыганской песней.
Пример:
Детский хор русской народной песни. Едут на областной конкурс. С каждого ребенка по 1500 рублей за поездку. Это помощь властей?
Русскому народному творчеству приходит конец. Это мнение человека, который непосредственно этим занимается. Это помощь властей?
По поводу зарплат и площадок. Не знаю какие там зарплаты, подозреваю, что хорошими их назвать сложно. Плохо то, что идёт спад творческой активности населения. Вроде, помощь государства в виде зарплат и площадок, а результат отрицательный. И при очередном отчёте обложат уши слушателей миллионами потраченными на культуру.
Интересы и предпочтения.
Книги: не уею читать
Проф. интересы: развод на деньги
Музыка: готика
Развлекательные заведения: кабаки
Фильмы: ужасы
Вы говорите о ТАКТЕ. Мне, право, смешно. Если вы считаете, что не оскорбили своим высказыванием, так хоть имейте мужество признать что поступили бестактно.
"молодежь, которым сейчас от 18 до 25, на нас смотрит и не знает, кто мы вообще такие"-вот я как раз под эти 25 еще попадаю и в курсе какие вы. В детстве часто проводила лето у бабушки в деревне, там на окраине был цыганский дом. Большой и богатый. Только вот жили там старики, да дети-все, кому более 14-на "промысле" или в тюрьме. Один сядет-другой выйдет, по очереди. Одно спасибо-там, где жили, не грабили. И лошадей у них много были, красивые, породистые. Только почему то мой дед своего коня для работы на сенокосе, и пастухом использовал,хотя сам уже на пенсии был, а им хотелось разбоем заниматься. Кончили плохо-дом их сожгли.
Про то, что бомжей среди вас нет - так те, которые аулом около нашей дачи в коробках жили и картошку по ночам выкапывали, наверное, не цыгане были-французы-путешествинники.
А то, что творчество ваше забудут-вы не переживайте, фото-видео сохранится, какнить восстановим
Я по каким критериям должна судить о народе, только по личному опыту общения. Ну встречала как то в Москве на вечеринке коллектив, ну дак какой это процент от общего числа? А если решили здесь продекламировать, лучше бы обратный пример привели.
Или нет таковых? ...
Люди в деревнях косо смотрят даже, если ты не вместе с ними корову выгоняешь 05- 00 утра!!!!
Аж слеза пошла, блин.
Работать на стройке, заводе -это ворюгам не альтернатива.
Учиться - не альтернатива.
"Естественно, находили спирт и делали суррогат, продавали. " - да, именно это естественно для цыган.
Ленивые, лживые недоумки!
Кто не согласен со мной- назовите, плиз, хотя бы одного академика-цыгана, пару-тройку докторов наук. Слабо?
Цыгане - в том формате, который мы имеем сейчас- НЕ ИМЕЮТ ПРАВА НА ЖИЗНЬ!