Раздел Общество
21 февраля 2013, 08:05

Объединяйся или умри: брошенные на самоокупаемость школы учатся выживать

Объединяйся или умри: брошенные на самоокупаемость школы учатся выживать
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.ru
Согласно законопроекту от «Единой России», к концу 2013 года школы Екатеринбурга обязаны уйти в «свободное плаванье». При этом они будут обладать правом заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно.

В чем будет заключаться коммерческая деятельность школ, пока остается загадкой, факт заключается в том, что каждый сможет зарабатывать тем чем горазд. Столовые в школах некрупных городов уже подумывают сдавать под похороны или свадьбы, а пустующие помещения — фирмам, под офисы.

Но, помимо способа заработка, перед директорами школ плотно встал вопрос, как распорядиться заработанным, ведь привычная система госзакупок, при которой объявлялся тендер и победитель выбирался автоматически, тоже уходит в прошлое. Директорам, завучам и учителям придется заняться менеджментом, научиться рассчитывать бюджет и делать правильные выводы.

Именно этому и был посвящен форум «Современная школа — 2013», состоявшийся накануне в Екатеринбурге. Директор портала оснащения школ и детских садов Вероника Пиджакова предложила выйти из данной ситуации методом ввода новой системы закупок.

Вероника Пиджакова, директор портала оснащения школ и детских садов:

— Центр закупок возглавляю я, мы работаем в партнерстве с УрФУ, издательствами, например, «Русское слово — учебник». Стараемся привезти экспертов, собирать форумы, докладчиков из Москвы. Например, на этом форуме присутствуют представители двух столичных частных школ, одна частная, другая автономная, и они рассказывают, как выживают. Так что это мероприятие — для школ, которые планируют в скором времени перейти на автономию.

Нашим школам сказали: до конца 2013 года вы должны зарабатывать сами, сами закупать, сами тратить. А понимания нет — как проводятся закупки, где искать поставщика? Идея форума — создать центр коллективных закупок.

Сейчас попробовали провести одну такую закупку. Стандартная школьная парта при заказе одной школой стоит 900 рублей. При создании крупного опта эта парта для конкретных школ будет стоить 350 рублей. То есть школы получат возможность экономить более чем в два раза.

— В чем на данный момент заключается работа центра, чем это лучше тендера?
— Сейчас это просто идея, и я рада, что на сегодняшний день мы к этому пришли и опробовали ее на практике. Как выяснилось, для этого нужно стать инициаторами каждого лота. Лот «парта», лот «учебники» и т.д. Также к идее школьных закупок я предложила добавить так называемый клуб родителей. Сюда входят родительские комитеты, активные родители, можно сказать, попечительский совет. Родители ведь тоже закупают вещи и пособия в школу. Я, мама, покупаю своему ребенку учебники каждый год. А мы могли бы сделать и небольшой опт для родителей. То есть, условно, мы можем за один год закупить школе учебники силами всех родителей. И получится, что я покупаю учебник всего один раз за время обучения — в конце года передам его школе и получу учебник следующего класса. Сегодня так почему-то мало кто делает. Соответственно, будь у нас такой опт, мы могли бы собирать деньги для школ на какие то интересные или интерактивные вещи — те же роботы, ростомеры или что-то еще.

— Сколько школ вам нужно привлечь, чтобы организовать такую закупку?
— Ну, скажем, закупку парт мы реализовали усилиями 15-ти школ. Это немного на самом деле. Потом мы узнали, что желающие еще были, но поздно узнали о закупке и расстроились. Но дело это стоящее, его надо продолжать. Мы решили продолжить это на базе нашего сайта — портала для руководителей школ и детских садов, там же и будут выставляться лоты. Со всеми школами, представители которых пришли сегодня на форум, мы решили этот вопрос обсудить — будут присутствовать и юридические консультации, и вопросы доставки товаров.

— Как будет работать схема? Одна из школ делает весм предложение на закуп, к примеру, учебников физики за 7 класс. Остальные представители школ поддерживают, говорят свой объем, а дальше?
— Для примера лучше возьмем интерактивную доску, это достаточно дорогая вещь, одна стоит 30 000 рублей, школы постепенно начинают их закупать. Чтобы сформировать заказ, мы связались с разными поставщиками, предложения нам сделали примерно 15 компаний. Один из поставщиков дал цену в 20 000 рублей при условии покупки сразу 120 досок. И мы вывешиваем объявление «Внимание, цена коллективной закупки на интерактивные доски 20 000 рублей вместо 30 000». Кто-то из школ 10 купит, кто-то одну, и в итоге все они экономят 30% на закупке.

— А если вы эти 120 позиций не набираете?
— Все равно стараемся договариваться. Получать скидку, но меньшую. Предложение будет действовать недолго, если мы эти доски не берем, оно аннулируется. Иначе процесс станет неуправляемым. По этой же причине мы ввели тренинги для работников школ. В современных условиях и директор, и завуч школы должны уметь продавать услугу, иначе мы будем все время спотыкаться об родительское недовольство. Сейчас в школах все очень грубо — все факультативы, а в старших классах и пересдачи — платные. А это можно сделать намного мягче, у нас уже есть приятный опыт — это 180-я школа в Екатеринбурге. Они автономны уже два года, и на три ступени выше всех школ по оснащению.

— Каким образом им это удалось?
— Сейчас пока все школы выставляют заказ на торги, и тот, кто дает цену ниже, торги выигрывает. Они вынуждены покупать у победителя, а на качество продуктов внимания не обращают. В этой школе могут покупать то, что лучше, а не то, что дешевле, выбирать производителя.

— Иными словами, они и без обучения смогли наладить систему хорошего менеджмента в школе.
— Пока, увы, нет. Но думаю, силами таких форумов мы качество подтянем. Форумов планируется провести около 10-ти в 2013 году. Руководителей школ будут обучать профессора, а директорам это нужно, потому что теперь они действительно будут выполнять роли хозяев в крупных субъектах. Сегодня у нас присутствуют около 80 представителей школ, из них 40 — из Екатеринбурга и примерно столько же — из области. Это и Лобва, и Тура, и Ивдель, Каменск-Уральский. В нашем регионе активно интересуются этой темой. У нас есть даже одна сельская школа, в которой обучается 9 человек.

— Вы как родитель какие предметы выбрали бы для оснащения современной школы?
— Мне очень нравятся интерактивные игрушки, столы. Я примеряю на своего ребенка, для которого нет игрушки лучше, чем мой айпад. Сейчас и обучать их этому не нужно — они еще не умеют завязывать шнурки, а разблокировать айпад и выйти в интернет — пожалуйста. Сегодня мне радостно, когда я вижу какое-то крутое электронное оснащение в школе. Я еще помню, как сама носила шестикилограммовый рюкзак, а сейчас все книги зашиты в одном планшете, это очень удобно, да и для здоровья полезно.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.