Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Тимофей Радя: «Екатеринбург — пустой город»

29 декабря 2012, 12:19
Известный уличный художник из Екатеринбурга Тимофей Радя дал интервью одному из самых популярных российских журналов о культуре «Афиша», в котором рассказал о своем отношении к столице Урала, о творчестве и о политике.

Уходящий 2012 год стал для уличного художника Тимофея Ради успешным. Многие его проекты были замечены не только жителями Екатеринбурга, но и представителями российской культуры. Один из последних его проектов под названием «Стабильность» вызвал огромное количество споров в интернете.

О «Стабильности»

Идея работы возникла после столкновений с ОМОНом 6 мая на Болотной площади. Я тогда подумал, что совсем нельзя доводить до такого. И как-то этот образ появился. Я все пытался правильно подобрать момент, но после принятия последних законов и преследований невинных людей понял, что можно делать когда угодно. Самое сложное в таких работах — соблюсти баланс между политической и философской составляющими. Наверное, эта работа вообще не про конкретные события, а про то, что, если сила в обществе играет ключевую роль, значит, на самом деле это общество очень хрупкое. В Советском Союзе была одна из самых мощных спецслужб. Ну и где Советский Союз?

О Екатеринбурге

Екатеринбург — пустой город. Потому что вокруг только рекламные плакаты, грязь и припаркованные машины. Для меня метафора пустоты самая близкая. И когда спрашивают: «А что вы думаете о том, что город наполнен рекламными афишами?» — то мне хочется ответить только, что он ими не наполнен, он ими пуст. Это не содержание. Это пустота, которая может пролезть из разных мест и к тебе внутрь. Через уши или через глаза. Как угодно. И это самое дурное, что может с тобой произойти. Я, конечно, не думаю, что искусство — это волшебный ключ для всех дверей. Но это то, что необходимо делать всегда. Просто чтобы поддерживать какой-то баланс.

О нашей истории

Еще в 60-е годы в России решили, что нужно повсюду ставить памятники, и до сих пор ставят этих безжизненных истуканов. В Екатеринбурге только что поставили памятник, называется «Седой Урал». Это дед в какой-то непонятной мантии, как будто какой-то эльфийский кузнец. Такие вещи не рождают в людях вообще никаких чувств. Я когда первый раз увидел с шумом пролетающий боевой самолет, подумал, что было бы неплохо пустить кучу таких самолетов над городом. Чтобы люди вообще поняли, как это было. Я бы в день начала войны врубил сирену во всем городе. Напоминать о том, что война — это не веселье и парады, — правильная вещь. Хотя, наверное, на государственном уровне такие истории сделать невозможно.

О современном искусстве

Я помню, как в Эрмитаже я увидел старые пейзажи и понял, что сейчас они представляют исключительно инвестиционную ценность. Как картины они уже ничего не выражают, кроме того, что это слепок эпохи, черепок на стене. Так что это тоже иллюзия, что в музеях все живет вечно. На улице работа меняется вместе со временем. Когда-то мы делали плакаты военные, составленные из множества фотографий времен Второй мировой войны, и вот сейчас, спустя три года, эти работы выглядят именно так, как должны. Где-то пообтесались края, местами краска выцвела — все как на настоящих старых фотографиях, которые были в альбомах наших бабушек и дедушек. Я не знал, как этого добиться, а время, получается, сделало это за меня.

О своем отношении к политике

Мне очень нравится политика, я в ней очень плохо разбираюсь, но меня она завораживает. Это такой мир, где все лгут. И это настолько абсурдно, что очень интересно.

О том, что может спасти Россию

Лето, в первую очередь. Я вот недавно узнал, что существует партия «Субтропическая Россия». Вот это, я понимаю, идея… А если серьезно, то думаю, начинать нужно с себя.