Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Держитесь за поручни! Портал 66.ru взял интервью у городского трамвая

27 декабря 2012, 08:00
Мы пообщались с создателем твиттер-канала @TramEkb и узнали о скрытых принципах и мотивах, движущих общественный транспорт Екатеринбурга.

Кто–то наблюдает за ходом жизни из окна офиса, кто-то — из окна квартиры. Этот же молодой человек привык следить за происходящим из кабины трамвая. Его жизнь — как трамвайные рельсы, разделена на две части. В реальности он обычный парень, а в социальных сетях он больше известен как «Трамвай Еkb».

Скриншот странички твиттер-аккаунта @TramEkb. Пока готовился материал, «Твиттер» трамвайчика преодолел планку в 1000 читателей.

Раскрывать свое настоящее «я» он пока не собирается. Есть опасения, что начальство идею трамвайного «Твиттера» не одобрит. За себя не переживает, просто не хочет навредить маленькому проекту, который еще не окреп. В пользе же самого трамвая сомнений у нашего гостя нет.

Екатеринбург по праву можно назвать третьей трамвайной столицей России. И дело не в том, что на нашем «Уралтрансмаше» производят трамваи «Спектр». Просто наш город чуть ли не единственный в России, где трамвайная сеть за последние 20 лет не сократилась, а даже выросла и стала крупнейшей после московской и питерской, а трамвай является основным видом общественного транспорта.

Теперь же у нашего трамвая появился и «Твиттер», да еще какой — всего за месяц он собрал около 1000 подписчиков. Информация о закрытых участках и авариях на путях, фотографии дорожной обстановки с ироническими комментариями, викторины и интересные факты о трамваях — все это ежедневно публикует один человек, для которого трамвай одновременно и работа, и увлечение.

Заглянув в редакцию Портала 66.ru, автор @TramEkb первым делом просит прощения за то, что будет вынужден вести с нами беседу в головном уборе. Интересуемся — почему?

— Подрался тут недавно. Стояли на Малышева перед Мира, там троллейбус когда на Мира заворачивал, помял машину немного. Ждали наряд ГИБДД, никто из участников ДТП вину не признавал. Мне заняться нечем было, я смотрю — автомобили по встречке объезжают, давай их на телефон снимать. Сзади ко мне подъехала маршрутка. Достаю из кармана телефон и начинаю ее снимать, водитель руками машет и отъезжает назад, вклинивается в ряд сзади трамвая. Выходит какой-то терпила из маршрутки и прет на меня. Начинает мне высказывать, мол, из-за того что я не пропустил маршрутку проехать по встречке, ему сейчас до Мира придется пешком идти. Он меня ударил в челюсть. Я в ответ ему головой в нос заехал — пришлось его наказать. А у него в руке пакет был, намотан на руку, он наотмашь мне по голове и зарядил. А в пакете книга какая-то большая была. Потом пассажиры за меня заступились. К счастью, такие ситуации редко случаются.

Типичная картина в час пик — трамвайные линии заняты автотранспортом. Фото из «Твиттера» @TramEkb.

О @ТramЕkb

— Как у тебя возникла идея создать твиттер-канал?
— Сначала я думал сделать целый союз страниц во всех возможных соцсетях, а не только в «Твиттере». Хотелось сделать канал, который рассказывал бы о свердловском трамвае. Эта тема мне очень интересна, я увлекаюсь и технической стороной этого вопроса, и организационной, есть определенный багаж знаний. Потом я понял, что все и сразу — просто невозможно. Во-первых, это тяжело, потому что объем работы просто огромен. Тем более я один. И потом где-то в новостях я услышал про «Твиттер» дорог [твиттер-аккаунт @ekbdorogi, — прим. 66.ru]. И все, у меня лампочка загорелась, и я решил: начнем с «Твиттера».

Сейчас думаю заняться «Фейсбуком». Но опять же — нет концепции, что туда положить, кому это нужно и нужно ли это будет вообще. Некоторые считают, что @TramEkb — это происки нашей чудесной городской администрации, но это не так. Это моя личная идея и мое развитие.

Фото и комментарий к нему из @TramEkb: «Ваще не честно».

О трамваях

— Считаю, что первостепенная задача наших властей — развитие именно электрического транспорта. Я знаю, что многие общественники меня в этом не поддержат. Но будущее именно за электротранспортом. Если начать заниматься его развитием, то те 70% перевозок, которые сейчас осуществляются ТТУ, можно превратить минимум в 75–80%. 10% остается на метро и 5–7% — на частных перевозчиках.

— Ты считаешь, за трамваями будущее?
— Это не я считаю, это европейская тенденция. Потому что горэлектротранспорт как таковой развивается по всей России. Например, в европейских развитых странах — Германии, Австрии, Польше, Венгрии развитием трамвайных сетей начали заниматься лет на 15 раньше, чем мы. Те же самые обособления путей, новый подвижной состав, более комфортный. Европейцы отдают предпочтение именно общественному транспорту. Они доезжают до определенной точки на своем автомобиле, оставляют его на подъезде к городу, садятся на общественный транспорт и едут. У нас в корне все наоборот. У нас приезжают в центр, машины бросают здесь же. Эту проблему видят все, но почему-то никто не шевелится для того, чтобы ее решить. Хотя по большому счету я могу сказать, что во всем этом транспортном деле денег крутится просто огромное количество. У меня ощущение, что в Екатеринбурге просто очень много желающих поиметь эти деньги, поэтому движение в городе такое медленное.

Фото и комментарий к нему из @TramEkb: «Ищите во всех вагонах города — самые теплые места!».

— Состояние парка трамваев в Екатеринбурге насколько критично?
— С точки зрения пассажиров — состояние наших трамваев просто нереально критично, потому что все хотят ездить на суперновых, супертихих, супернизких, супербыстрых, на супер-супервагонах. Но это и понятно — 23 рубля теперь платим: где наши трамваи с подогревом?! Со стороны работников трамвайных депо и водителей я могу сказать, что те «Спектры», которые делает наш чудесный «Уралтрансмаш», — говно говнятское. Один мастер производственного обучения называет их «недоносками», потому что они все недоношенные. Он просто обкатывает все новые вагоны, поэтому знает о их состоянии как никто другой. Так вот он говорит, что «Спектры» — это трамваи, которые сколотили на коленке и быстренько-быстренько выпустили. И когда они новенькие на линию выходят, не проходит и недели, чтобы этот трамвай не загнали с какой-нибудь сумасшедшей неисправностью в депо. А потом месяц уходит на его починку.

— А почему тогда все кричат, что эти трамваи лучше?
— Принципиально, конечно, новые трамваи лучше: меняются приводы, электродвигатели, электроника, меняются компьютеры, прошивки, программы, вагоны становятся лучше, комфортнее — и для водителя, и для пассажиров. Но это все равно не то. Если брать, к примеру Москву, в которой ходят трамваи Siemens, — это небо и земля. А по стоимости они отличаются немного: если, допустим, наш «Спектр»-одиночка стоит где-то от 10 до 12 млн рублей, то Siemens — порядка 15 млн. Разница-то в принципе небольшая, но мы же поддерживаем наш оборонзаказ, который ратует за покупку наших трамваев. В итоге мы имеем то, что имеем.

Памятка водителю в кабине одного из трамваев. Фото: @TramEkb.

— А городской парк обновлять нужно, как считаешь?
— Парк обновлять нужно. И не потому что уже вроде XXI век и у нас целое производство новых трамваев под боком, а потому что парк по-настоящему устарел. Есть вагоны, такие, знаете, «батончики», им по 40 с лишним лет. Понятно, что они уже давным-давно весь свой ресурс выработали, внутри у них заменено уже все, что только можно заменить. Но они ездят, и самое интересное, они прослужат еще столько же. Раньше все же делали на века.

— То есть старые вагоны выносливее новых?
— В какой-то степени да. К примеру, возьмем двойной вагон: если один вагон сломался, можно без проблем выехать на втором. Один из вагонов просто отключается от сети и его можно либо волоком протащить, либо при помощи второго вагона толкать первый. А взять новые «Спектры»: если у него на компьютере случится какая-нибудь авария, все — вагон никуда не поедет. Или, к примеру, температура воздуха на улице ниже 20 градусов — компьютер просто не включается. У него стоит термодатчик, он ниже 20 градусов не работает. Есть определенные запреты на эксплуатацию такого оборудования при низких температурах. И поэтому некоторые вагоны зимой оставляют в теплых помещениях, чтобы утром их можно было хотя бы включить. Его, как машину, прогреть сначала надо.

Новые трамваи — технически сложные. Электроники в них установлено просто огромное количество. Например, в вагоне установлены 8 камер: в салоне камера, в каждом сочленении — камера, на улице над каждой дверью — камеры, сзади камера, по левой стороне — камера. Камер много, а видеорегистраторы не предусмотрены. То есть водитель видит все сзади, но не видит, что происходит спереди. Такие вот особенности.

Фото и комментарий к нему из @TramEkb: «409 СПЕКТР закончил испытания, разобран и вскоре будет доставлен на завод производителя».

О заработной плате водителей и кондукторов

— Ты, как человек интересующийся, наверное, знаешь внутреннюю кухню. Расскажи о водителях трамваев и кондукторах. Сколько зарабатывают? Есть большой миф, что цены подняли на билеты — так теперь все водители и кондуктора жируют...
— Я вам скажу, последний раз зарплату повысили работникам трамвайного депо в сентябре на 15%. Как видите, это было до того, как подняли цены за проезд. Если брать почасовую оплату, то в среднем получается около 100 рублей в час. Можно заработать и больше, платят еще и за классность, за старые вагончики платят подешевле, а за квадратные «Спектры» — чуть подороже. Вообще, я считаю, это в корне неправильно. Потому что старый вагон в эксплуатации сложнее. У него есть особенности в управлении, в поведении, у него проблемы с устранением неисправностей на линии, и поэтому я вообще считаю, что за них платить нужно больше, чем за «Спектры» или за квадратные.

— И сколько выходит в месяц?
— Средняя зарплата — не более 18 тысяч рублей. Для того чтобы получить ее, водитель должен наездить около 180 часов в месяц. Кондуктора примерно столько же получают, не больше 20 тысяч. И это с учетом того, что они будут работать до потери сознания. Их график работы состоит из трех смен, у некоторых одна смена в среднем выходит по 16 часов.

— Это при том, что водитель находится в этот момент в теплом помещении, а кондуктор мерзнет в вагоне.
— Кондукторам только за билетную продукцию платят — за выполнение плана, премии предусмотрены за небольшое перевыполнение плана. Но если даже ты сильно постараешься и перевыполнишь план, тебя особо по голове за это не погладят, просто 100 рублей сверху положат — и все, готовь мешок. Поэтому очень много кондукторов работают вахтовым методом. Приезжают, отработают и уезжают обратно на родину.

— А в троллейбусном депо выше или ниже зарплата?
— Они зарабатывают на 15–20 процентов больше, но у них и работа ответственнее. Вообще, водитель троллейбуса — это очень сложная специальность. Они чаще сталкиваются на дорогах города с дикими автомобилистами. Если водители трамваев с автовладельцами быстро могут разрулиться и уехать, у них просто разные пути передвижения, то троллейбусникам приходится с водителями постоянно рулиться. Я считаю, что им платят совершенно справедливо.

Появляются в «Твиттере» и просто любопытные случаи на дороге. Фото:@TramEkb.

— Кто работает кондукторами и водителями? И есть ли текучка кадров?
— Текучка в трамвайном депо очень большая. Попробую нарисовать портрет водителя трамвая: это либо очень старый и опытный человек, который работает уже миллион лет, либо очень молодой водитель, который работает до 5 лет. Есть люди, которые пришли, поработали, им все не понравилось, они ушли, поработали там, где им еще больше не понравилось, и они вернулись снова. Это третья категория. Мужчин и женщин в депо работает примерно поровну.

— Портрет кондуктора.
— В кондукторы идет работать как молодежь, так и люди с высшим, а порой даже и не с одним образованием, с хорошим рабочим стажем на очень хороших местах. В свое время — кто при совке, кто в недавнем прошлом — лишился этих мест. 70 процентов кондукторов работают, как я уже сказал, вахтовиками — две недели через две. Они приезжают на две недели, живут в общежитии, работают на вагонах, получают расчет и уезжают. Через две недели они возвращаются. Есть кондуктора из Башкирии, есть из Челябинской области. Есть, конечно, и местные, а это процентов 95 — пенсионеры, которые, как правило, не гонятся за сумасшедшими планами, перевыполнением, они просто отрабатывают свой стаж, часы отработали — и ушли. Есть кондуктора — очень интеллигентные люди, очень интересные.

Появляется в «Твиттере» трамвая и полезная информация об изменениях на дорогах. Фото и комментарий к нему из @TramEkb: «Ленина — Красноармейская включили светофорный объект. Ждем вечера».

— А вообще, горожане, мне кажется, к кондукторам не очень хорошо относятся. Не ценят, так сказать.
— Есть такое общепринятое мнение, что кондуктор — это быдло быдляцкое. Тут я совершенно с этим не согласен. Среди кондукторов есть люди с консерваторским образованием, причем с хорошо поставленной речью, очень приятные в общении, интеллигентные. Они о работе предпочитают не говорить, они все чаще разговаривают о политике, об искусстве, о семье, об отношениях — о чем угодно, только не о работе. Ну и среди водителей тоже встречаются очень интересные люди, хорошие, добрые, положительные.

О профессии

— Есть ли у водителей трамваев водительское удостоверение?
— Конечно есть. Оно такое же, как водительское, только с пометкой «трамвай». Есть и три знаменитых талона о нарушениях, о которых все рассказывают. Если водитель нарушил правила один раз — у него забирается зеленый талон на два месяца. За это время водитель не имеет права нарушать правила движения. Иначе забирается второй талон. При этом он может управлять трамваем, потому что у него с собой остается еще один талон. Если же он нарушает правила в третий раз — человека отстраняют от работы и отправляют на перестажировку, где он проходит повторную экзаменацию. Сдает экзамен как в первый раз — на знание правил дорожного движения, правил технической эксплуатации трамвайных вагонов, азы должностной инструкции. И если он сдаст, то, возможно, ему отдадут всего один талон. Потом, через 2 месяца хорошей работы он может получить второй талон. И еще через 2 месяца — третий.

Так выглядит водительское удостоверение нашего героя. В целях сохранения анонимности важные места скрыты. Фото: Дмитрий Горчаков.

— За что могут наказать водителя?
— За нарушения ПДД, которые можно зафиксировать. В должностной инструкции написано: каждый сотрудник имеет право ходатайствовать о награждении либо о наказании любого из сотрудников трамвайного депо. Это значит, что, если кто-то видит, как водитель трамвая что-то нарушает, он имеет полное право обратиться с рапортом в соответствующую службу. К примеру, самым частым нарушением считается близкий подъезд к вагону. Минимальная дистанция от впередистоящего вагона должна быть не меньше 15 метров.

— И это обычно нарушается, насколько я могу видеть.
— К этому нарушению относятся постольку-поскольку. Вообще же, очень часто проводятся рейды по определенным видам нарушений: близкие подъезды, двойные остановки, и все это фиксируется. Специальные люди стоят на определенном участке и смотрят, кто как едет. Записывают номер вагона нарушителя, а по номеру вагона найти водителя несложно. Вечером приходит такая стопа рапортов. И вот за это могут забрать талон. Вообще, если захотят, то за любое нарушение могут забрать. Смотрят и на транспортную дисциплину, правила дорожного движения, соблюдение должностных инструкций. Даже за плохую работу по микрофону.

Корреспонденты Портала 66.ru более двух часов общались с @TramEkb. Уместить все в один материал невозможно, а кромсать все ценное просто рука не поднимается. Поэтому мы приняли решение разделить интервью на две части. Завтра вы узнаете о том, сколько трамваев попадают в ДТП ежедневно, почему они постоянно опаздывают и за что ненавидят друг друга водители личного и общественного транспорта.

Материал подготовили Василий Шевченко и Дмитрий Горчаков.

Вопрос
Как вы относитесь к появлению «Твиттера» екатеринбургского трамвая?
  • 46%
  • 32%
  • 7%
  • 15%
Для участия в голосовании введите логин и пароль или зарегистрируйтесь