Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Зачем нужен конец света? Мы спросили у протоиерея, туриста и философа

20 декабря 2012, 18:00
Зачем нужен конец света? Мы спросили у протоиерея, туриста и философа
Фото: 66.RU
Пока одни ждут катастрофу, вторые — нового пришествия Христа, корреспондент Портала 66.ru разбирался, как пережить воображаемый апокалипсис и начать хоть чуть-чуть новую жизнь.

— Почему вы пишете о всякой ерунде, а о главном — нет? Зачем нужны чешские станки и новый футбольный манеж на Уралмаше, если 21.12.2012 все равно конец цивилизации? — с таким вопросом обратилась ко мне девушка за соседним столиком, с аппетитом доедая третий блинчик с малиновым вареньем.

Глубоко вздохнув, я попыталась объяснить, что не верю в календарь майя и сегодня-завтра жду чего угодно, но не наступления Армагеддона. После этого, переходя на шепот, пытаюсь убедить собеседницу в том, что конец света — это такой вечный сюжет. Его можно найти и в древней мифологии, и в голливудских блокбастерах.

— Но почти всегда это не абсолютный конец. После него начинается какая-то новая жизнь. Катастрофа становится причиной перезагрузки системы, — доносится с импровизированной сцены дискуссионного клуба «Здесь спорят» (совместный проект сетевого ресурсного центра «Дорогами добра» и Портала 66.ru). В арт-галерее «Татьянин день» собрались протоиерей, турист, аспирант и астролог. Их глаза горят. Они обсуждают, как пережить конец света.

— Мне мужчина написал: давай с тобой поженимся 19 числа, 20 числа мы счастливо поживем, а 21 — мы с тобой умрем, — милая девушка пропускает мои слова мимо ушей и продолжает настаивать на своем. Поняв, что ей не удалось шокировать меня своей невероятной историей, она переключается на официантку, принесшую чай, и рассказывает ей ту же историю про женитьбу перед концом света. Правда, на этот раз в главной роли не она сама, а некая подруга, поделившаяся с рассказчицей самым сокровенным по большому секрету. Официантка вежливо улыбается, берет поднос со стола и уходит в бар.

Я думаю о том, что нас всегда чем-то пугали: то метеоритом, то очередной неведомой формой гриппа. Теперь стало модно читать календарь майя и верить в конец света. Похоже, что ничего другого, кроме как смириться с его неизбежностью, у нас сегодня не остается. Так что пусть себе наступает.

Протоиерей: «Мы ожидаем второго пришествия Христа»

— После 70-летнего испытания, которое Господь послал своей церкви, вряд ли он захочет прервать праздник жизни так быстро. Посмотрите вокруг — один за одним восстанавливаются храмы. Оживает то, что раньше было уничтожено. Открываются монастыри. Все больше людей празднует светлое Христово воскресенье, — говорит со сцены протоиерей Владимир Зайцев. Становится ясно, что в будущее представители церкви смотрят с оптимизмом.

В то время как люди говорят о конце света как о великой трагедии, катастрофе или просто забавном анекдоте, православные христиане ждут не конца света, а Второго пришествия Иисуса Христа.

Владимир Зайцев, протоиерей:

— Для верующих людей никакого конца света как такового нет. Верующий ждет — и веселится. Мы радуемся от того, что Бог всегда с нами, и печалимся, потому что не всегда соответствуем этому присутствию.

«Второе пришествие — событие желанное, так как сулит избавление от всех страданий, возможность воскреснуть всем тем, кого мы уже потеряли, с кем ожидаем будущей встречи», — наставляет на путь истинный публику протоиерей. При этом в Книге откровений ничего не сказано про дату 21.12.2012. Поэтому нельзя говорить о том, что Второе пришествие произойдет именно в этот день.

В религии момент ожидания конца света — это момент личного перерождения. «Вопрос в том, хотим ли мы стать лучше или мы хотим просто постебаться?» — говорит Зайцев. Когда мы представляем себе исчезновение человечества, крушение страны или собственную гибель, то получаем уникальную возможность подвести итоги и отличить важное от не очень важного.

Протоиерей встает со своего места, подходит к стене, где находится выключатель, и на несколько секунд гасит свет. Он показывает присутствующим, как именно будет выглядеть тот конец света, который активно тиражируется в СМИ и живет в массовом сознании.

Апокалипсис сейчас: «Мы приплыли. Все!»

Пока представители церкви ждут знаки Второго пришествия Христа, аспирант кафедры философии Института фундаментального образования УрФУ Дмитрий Алексеев считает, что состояние нашего мира уже сейчас сравнимо с трупом. По его мнению, мир доведен до такого состояния, что Бог по праву может в любой момент «прекратить спонсировать эту вечеринку».

Дмитрий Алексеев, философ:

— Представьте, вы пожимаете ему руку —, а по руке идут трупные пятна, но он почему-то сидит, смотрит на вас. Хотя он должен лежать. Это труп! Это наш мира сегодня. Я не понимаю, какие еще нужны Отцу нашему небесному признаки, чтобы эту вечеринку прекратить спонсировать. Из конца света устроили очередной балаган. И я в этом участвую, и вы в этом участвуете, все мы в этом участвуем.

— Мир довели до такого состояния, что даже конец света мы обсуждаем, как бойцовских хомячков: делайте ставки, господа, делайте ставки! Я считаю, что вот это и есть конец света. Мы приплыли, всё! — срывается в конце своего выступления философ.

Профессиональный путешественник, турист Алексей Слепухин, напротив, подчеркнуто спокоен, хотя он тоже уверен, что конец света уже наступил: апокалипсис можно наблюдать и в лесах, и на дорогах Екатеринбурга. «Я вожу людей в походы, сплавы, экспедиции и стараюсь их научить добру и дружбе. Дел — огромное количество, а мы занимаемся какой-то ерундой, обсуждаем вообще непонятно что», — говорит Слепухин.

Идея конца света могла родиться только в каменных джунглях, уверен путешественник. В мегаполисе человек особенно остро чувствует всю тяжесть экзистенциального одиночества, только в городах так много по-настоящему одиноких людей. В эпоху великих переломов среда обитания меняет человеческую природу. Человек эпохи индустриализации и урбанизации проигрывает человеку, выросшему в традиционной деревенской общине. Только люди, подверженные типичным неврозам и психологическим проблемам большого города, могли поверить в идею конца света.

Алексей Слепухин, турист:

— Охранник меня каждый день спрашивает: «Ну что, ты ждешь конца света?». То есть он-то его реально ждет! Я знаю людей, которые реально ждут конца света! Он сегодня машину свою чистит. Зачем чистишь, говорю, поедешь куда-то? Нет, говорит, к концу света готовлюсь. Вполне серьезно мне ответил. Те, кто живет на Севере, не задаются вопросами о конце света. Их занимают другие проблемы.

Слепухин предлагает жителям города вырваться из лап мегаполиса и встретить конец света на природе. В идеале — в условиях тайги. «Шесть лет назад я приехал к манси, и первый раз мне задали вопрос: правда ли, что в Екатеринбурге продают воду? Я сказал правду. Для них это было странно. Они-то воду свою берут в Лозьве, которая чистейшая!» — говорит Слепухин.

Алексей Слепухин, турист:

— Как-то к нам приехала семейная пара, специально на географическую экспедицию к манси. Они были очень удивлены. Говорят: «Штат Нью-Йорк можно за два дня пройти — помойка помойкой. У вас здесь совершенно все по-другому». Вот большая проблема, которой надо заняться. А будет ли этот конец света, придет ли, не придет — надо заниматься конкретным делом.

Армагеддон из секс-шопа

Если манси ходят в лес и охотятся на лося, то жители города охотятся за деньгами. Уловив главный тренд этого года, люди пытаются заработать на истерии вокруг конца света. Россиянам предлагают с помощью специальных наборов «Апокалипсис» насладиться сексом в последние дни перед вселенской катастрофой.

Дмитрий Алексеев, философ:

— Когда был теракт в Москве, таксисты пытались заработать на родственниках потенциальных жертв. Подвозили втридорога до метро. Это и есть конец света. Когда человек переступает эту грань, ничего более ужасного уже не произойдет. И тогда зарабатывать на конце света — это такая же безделица, как и все остальное.

Алексеев уверен, что и говорить о конце света не нужно. То есть, по Алексееву, этой статьи тоже быть не должно.

Дмитрий Алексеев, философ:

— Я бы посоветовал задуматься о том, что все мы так или иначе получим по заслугам. Конец света — это всего лишь некое стороннее явление, надо обратиться к себе и подумать, готов ли ты его встретить. А паниковать и закупать специальные наборы для конца света — бесполезно.

«Мы делаем ледяной корабль, а-ля ковчег…»

Модератор семинара «Время врать прошло» Борис Петров хочет 21 декабря собрать друзей в своем доме в деревне. «Мы делаем ледяной корабль, а-ля ковчег…», — рассказывает Петров. Он согласен с тем, что конца света не будет, вместо этого, как говорили шумеры, на землю опустятся два-три дня темноты. Если бы его попросили продемонстрировать конец света прямо здесь и сейчас, то он, скорее всего, тоже отправился бы к выключателю.

Борис Петров, модератор семинара «Время врать прошло»:

— Сейчас заканчивается выдох Земли. Нас ждут два-четыре дня темноты. Ничего страшного в этом нет. Эта темнота условная, но есть и объективные признаки. Мы все знаем, что снижается магнитное поле земли. Динозавры вымерли 26 тысяч лет назад, 60–70 лет назад на берег начали выбрасываться морские животные. Это происходило потому, что линии магнитного поля ломались.

— Сейчас нет никаких признаков приближающегося конца света. Если он и случится — вдруг, неожиданно, то это будет совершенно непредвиденное событие, — предлагает свою концепцию конца света Петров.

Есть и другой вариант конца света — это когда просто ничего не произойдет. Ни сейчас, ни через сто, тысячу, миллион лет. Представьте себе ситуацию, когда заданный цикл длится бесконечно, как в программировании, где из-за одного забытого символа зависает вся система и компьютер перестает работать. Впрочем, возможно, что именно после этого воображаемого апокалипсиса в наших головах наконец произойдет перезагрузка. Выглянув в окно, люди поймут, что мир не рухнул, и, может быть, попробуют начать хоть чуть-чуть новую жизнь.

Вопрос
Нужен ли нам конец света?
  • 21%
  • 6%
  • 65%
  • 8%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию

Иллюстрации: Ринат Хасанов