Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Отделение Music technology РГППУ готовит мультимедийных профи

9 июня 2012, 14:39
Отделение Music technology РГППУ готовит мультимедийных профи
Фото: 66.ru
Сегодня расскажем о единственной на Урале образовательной лаборатории музыкально-компьютерных технологий.

Несколько лет назад на базе РГППУ группа энтузиастов из числа педагогов создала отделение музыкально-компьютерных технологий. Здесь обучают композиторов, звукорежиссеров, аранжировщиков, диджеев, авторов электронной музыки, вокалистов, исполнителей на музыкальных инструментах эстрадно-джазового оркестра, артистов оркестра, а также менеджеров в сфере культуры и искусства. Курс Music technology сопряжен с классическим музыкальным образованием. Его обязательно читают всем студентам. Такого в уральской столице больше нет нигде, даже в Уральской государственной консерватории.

Для тех, кто мечтает овладеть технологиями в музыке, на отделении есть профиль, который так и называется: «Музыкально-компьютерные технологии». Здесь учат не только искусству аранжировки и импровизации, но и воспитывают музыкальный слух.

Обучение музыке происходит в специальных классах, где на каждой парте стоит компьютер и синтезатор, а вместо доски — экран, на который проецируется оркестровая партитура.

Компьютер берет на себя всю рутинную работу, оставляя музыканту простор для творческого самовыражения: сочиняя музыку, не нужно больше пользоваться карандашом и ластиком, ноты можно набирать с помощью клавиатуры.

Доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий РГППУ Сергей Сиротин, автор сотен произведений в самых разных музыкальных жанрах, рассказывает, что мультимедийные программы, которым обучают на факультете, расширяют рамки творческой фантазии композитора или аранжировщика. С помощью них можно сочинять и обрабатывать музыку. Эти программы может освоить каждый, но больших успехов, как правило, добивается тот, кто добросовестно и успешно осваивает все дисциплины учебного цикла.

Сергей Сиротин, доцент кафедры отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ:

— Сразу постараюсь развеять миф, который сложился вокруг мультимедиа-технологий. Да, они дают возможность проводить так называемую техническую работу — «склеивать» различные музыкальные фрагменты, редактировать записанный материал, создавать фактурные пласты и много чего другого. Но не стоит забывать, что компьютер никогда не напишет произведение за композитора, потому что музыка должна быть прежде всего в его голове.

— Сколько времени необходимо для того, чтобы освоить нотографическую программу?
— Ее можно освоить всего за два месяца. Но не это главное. Трудности начинаются позже, когда мы переходим к художественным задачам, например, просим написать студента собственное музыкальное произведение или придумать аранжировку к уже существующей мелодии. И тут многие теряются.

— Наверняка обучаться легче тем, у кого есть базовое музыкальное образование.
— Да, к нам, как правило, приходят люди, имеющие за спиной какой-то музыкальный опыт, будь то музыкальная школа или училище. Они владеют нотной грамотой, сольфеджио. К нам приходят студенты и после музыкального училища. Там они получили классическое образование, а к нам пришли для того, чтобы связать эти знания с компьютерными технологиями.

— А если у человека нет базового музыкального образования, но есть огромное желание учиться, как быть в этой ситуации?
— Бывают, конечно, одаренные люди и без музыкального образования. Мы как раз ищем таких. А вообще компьютерные технологии позволяют варьировать индивидуальный режим музыканта в соответствии с его знаниями и наращивать темп обучения по мере усвоения материала. Отмечу, если вы поступаете на специальность «музыкально-компьютерные технологии» или «менеджмент в музыкальном искусстве и образовании», то специального образования для этого не требуется.

* Автор этого музыкального произведения «Принц Персии» Павел Кондратьев в настоящее время учится на первом курсе магистратуры по программе «музыкально-компютерные технологии в образовании». За эту работу он получил диплом II степени на всероссийской (с международным участием) олимпиаде учащейся молодежи «Авторская работа».

На отделении музыкально-компьютерных технологий РГППУ время от времени проводятся мастер-классы с известными музыкантами.

Не так давно лекции читал «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин. Он рассказывал студентам как создается музыкальная композиция и какая роль в этом процессе отводится автору.

Александр Пантыкин, «дедушка уральского рока», композитор:

— Моя основная идея обучения заключается в том, чтобы донести до слушателей моих курсов мысль: композиторское творчество — это прежде всего работа души и ума человека, и ни один самый современный компьютер не сможет заменить автора. Музыка должна зазвучать в голове, а компьютерные технологии лишь помогают ее зафиксировать. И ни одно учебное заведение не может научить слышать произведение внутри себя. Этим человек должен овладеть сам. А когда это произойдет, тогда он сможет называть себя композитором. Современные технологии помогают в творчестве: дают толчок, доводят замысел до ума, но самое важное все-таки всегда рождается в душе автора.

Студенты, которые обучаются по специальности «музыкально-компьютерные технологии», являются постоянными лауреатами творческих конкурсов. Например, студентка первого курса магистратуры Татьяна Якимова в июне этого года едет в Москву на всероссийский конкурс «Моя страна, моя Россия». Там она будет представлять научный проект под названием «Студия мультимедиа для одаренных детей». Татьяна расскажет о «творческих мастерских», созданных в рамках студии под названиями «Авторская кукла», «Мастер видео», «Музфильм», «Музыкальная открытка», «Оцифровка» и «Я диджей».

Все абитуриенты, которые играют на музыкальных инструментах, в рамках отделения музыкально-компьютерных технологий могут поступить на специальность «музыкальное искусство эстрады», однако наряду с прочими вступительными экзаменами им необходимо успешно пройти творческое испытание — концертную программу.

Все зачисленные абитуриенты будут совершенствовать свои инструментальные навыки под руководством заслуженного артиста России, доцента отделения музыкально-компьютерных технологий Анатолия Журавлева. Он основатель и дирижер студенческого оркестра РГППУ под названием FIESTA-JAZZ-BAND.

За три года существования FIESTA-JAZZ-BAND дал около ста концертов. В сезоне 2010–2011 он выступал на одной сцене вместе с американской группой House of Soul, московской группой Дениса Мажукова Off Beat и с квартетом знаменитого американского барабанщика Эла Фостера. В 2010 году биг-бэнд получил Гран-при на международном фестивале-конкурсе «МИКС-АРТ».

Анатолий Журавлев, доцент отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ:

— У нас наряду с лекциями и семинарами каждый день репетиции. Музыкант — профессия трудозатратная, поэтому, чтобы из него вышел какой-то толк, заниматься нужно по 5–6 часов.

— Бывает такое, что человек владеет одним инструментом, например, фортепиано, а мечтает освоить саксофон. У вас можно переучиваться?

— Расскажу вам такую историю. В Новосибирске есть знаменитый биг-бэнд, руководителем которого является величайший человек Владимир Толкачев. С ним я когда-то учился. Он окончил музыкальное училище по классу баяна. На последних курсах брал в руки саксофон, но его почему-то никто не воспринимал всерьез. Затем он поступил в консерваторию уже как саксофонист и отучился там. И сегодня он считается одним из лучших саксофонистов в мире, а также руководит оркестром, который успел получить мировое призвание. Поэтому тем, кто захочет «пересесть» с одного инструмента на другой, важно много работать, ну и иметь божий дар.

— А сколько стоит один курс обучения и есть ли льготы?
— Все студенты, которые состоят в моем оркестре, за исключением двоих, учатся бесплатно. А вообще один курс стоит 112 тыс. руб. в год. Если человек успешен в обучении, то ему платится повышенная стипендия. Тех, кто поступает платно, но за время учебы заявляет о себе как о дисциплинированном студенте, при этом сессии сдает на одни пятерки, переводят на бюджет. Все просто.

— Какая квалификация им присваивается после окончания обучения?
— Всего существует несколько квалификаций: артист ансамбля, артист оркестра, преподаватель, руководитель творческого коллектива.

Одним из самых успешных студентов на курсе считается альт-саксофонист Алексей Довженко. Он обучается по направлению «музыкальное искусство эстрады». По совместительству является резидентом первого в Екатеринбурге джаз-клуба EverJazz, где выступает в составе квинтета.

Тех, кто поет, в этом году отделение музыкально-компьютерных технологий набирает на первый курс по направлению «эстрадно-джазовый вокал».

Это направление в рамках РГППУ появилось только в прошлом году. Правда, набранные студенты-вокалисты первый год обучались за деньги — платили 52 тыс. руб. в год.

Для тех, кто будет поступать в нынешнем сезоне, бюджетные места обещают, но сколько их будет, пока никто не знает. Всего нужно набрать группу из 15 человек.

Педагог по вокалу Георгий Звягин рассказывает: «Чтобы поступить на вокал, важно обладать природным талантом — иметь хороший слух и голос. И вовсе не обязательно заканчивать музыкальную школу или училище, для этого достаточно пройти вступительные испытания».

Георгий Звягин, педагог по вокалу отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ:

— Помимо ЕГЭ у нас есть прослушивание. Нужно спеть две песни в разных музыкальных жанрах. Аккомпанировать вам могут на любом инструменте, можно даже группу привести, оркестр или воспользоваться «минусовкой». Мы будем оценивать природные данные исполнителя, а также чистоту интонации. Приветствуются выступления а-капелла — без аккомпанемента, которые демонстрируют природный голос певца, а также недостатки звучания. Но на них мы не зацикливаемся, потому что вокалисты поступают к нам, чтобы учиться.

— Почему студенты должны отдать предпочтение нашему уральскому вузу, ведь в Москве, например, можно поступить в ту же Российскую академию музыки имени Гнесиных на факультет эстрадно-джазового вокала?
— Во-первых, студент учится, по сути, дома. Во-вторых, обучение в Москве стоит в несколько раз дороже, чем у нас. Кроме этого, туда не так-то просто поступить. Например, Марк Юсим — последний из моих студентов, который прошел в Гнесинку на бюджетное отделение. Тогда стоимость обучения составляла 180 тыс. рублей в год, сейчас, уверен, еще дороже. Отмечу, что мальчик действительно уникальный. В 2009 году он победил в солидном музыкальном конкурсе «Новая волна» в Юрмале.