Несколько лет назад на базе РГППУ группа энтузиастов из числа педагогов создала отделение музыкально-компьютерных технологий. Здесь обучают композиторов, звукорежиссеров, аранжировщиков, диджеев, авторов электронной музыки, вокалистов, исполнителей на музыкальных инструментах эстрадно-джазового оркестра, артистов оркестра, а также менеджеров в сфере культуры и искусства. Курс Music technology сопряжен с классическим музыкальным образованием. Его обязательно читают всем студентам. Такого в уральской столице больше нет нигде, даже в Уральской государственной консерватории.
Для тех, кто мечтает овладеть технологиями в музыке, на отделении есть профиль, который так и называется: «Музыкально-компьютерные технологии». Здесь учат не только искусству аранжировки и импровизации, но и воспитывают музыкальный слух.
Обучение музыке происходит в специальных классах, где на каждой парте стоит компьютер и синтезатор, а вместо доски — экран, на который проецируется оркестровая партитура. |
Компьютер берет на себя всю рутинную работу, оставляя музыканту простор для творческого самовыражения: сочиняя музыку, не нужно больше пользоваться карандашом и ластиком, ноты можно набирать с помощью клавиатуры.
Доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий РГППУ Сергей Сиротин, автор сотен произведений в самых разных музыкальных жанрах, рассказывает, что мультимедийные программы, которым обучают на факультете, расширяют рамки творческой фантазии композитора или аранжировщика. С помощью них можно сочинять и обрабатывать музыку. Эти программы может освоить каждый, но больших успехов, как правило, добивается тот, кто добросовестно и успешно осваивает все дисциплины учебного цикла.
Сергей Сиротин, доцент кафедры отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ:
— Сразу постараюсь развеять миф, который сложился вокруг мультимедиа-технологий. Да, они дают возможность проводить так называемую техническую работу — «склеивать» различные музыкальные фрагменты, редактировать записанный материал, создавать фактурные пласты и много чего другого. Но не стоит забывать, что компьютер никогда не напишет произведение за композитора, потому что музыка должна быть прежде всего в его голове.
— Сколько времени необходимо для того, чтобы освоить нотографическую программу?
— Ее можно освоить всего за два месяца. Но не это главное. Трудности начинаются позже, когда мы переходим к художественным задачам, например, просим написать студента собственное музыкальное произведение или придумать аранжировку к уже существующей мелодии. И тут многие теряются.
— Наверняка обучаться легче тем, у кого есть базовое музыкальное образование.
— Да, к нам, как правило, приходят люди, имеющие за спиной какой-то музыкальный опыт, будь то музыкальная школа или училище. Они владеют нотной грамотой, сольфеджио. К нам приходят студенты и после музыкального училища. Там они получили классическое образование, а к нам пришли для того, чтобы связать эти знания с компьютерными технологиями.
— А если у человека нет базового музыкального образования, но есть огромное желание учиться, как быть в этой ситуации?
— Бывают, конечно, одаренные люди и без музыкального образования. Мы как раз ищем таких. А вообще компьютерные технологии позволяют варьировать индивидуальный режим музыканта в соответствии с его знаниями и наращивать темп обучения по мере усвоения материала. Отмечу, если вы поступаете на специальность «музыкально-компьютерные технологии» или «менеджмент в музыкальном искусстве и образовании», то специального образования для этого не требуется.
* Автор этого музыкального произведения «Принц Персии» Павел Кондратьев в настоящее время учится на первом курсе магистратуры по программе «музыкально-компютерные технологии в образовании». За эту работу он получил диплом II степени на всероссийской (с международным участием) олимпиаде учащейся молодежи «Авторская работа».
На отделении музыкально-компьютерных технологий РГППУ время от времени проводятся мастер-классы с известными музыкантами. |
Не так давно лекции читал «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин. Он рассказывал студентам как создается музыкальная композиция и какая роль в этом процессе отводится автору.
Александр Пантыкин, «дедушка уральского рока», композитор:
— Моя основная идея обучения заключается в том, чтобы донести до слушателей моих курсов мысль: композиторское творчество — это прежде всего работа души и ума человека, и ни один самый современный компьютер не сможет заменить автора. Музыка должна зазвучать в голове, а компьютерные технологии лишь помогают ее зафиксировать. И ни одно учебное заведение не может научить слышать произведение внутри себя. Этим человек должен овладеть сам. А когда это произойдет, тогда он сможет называть себя композитором. Современные технологии помогают в творчестве: дают толчок, доводят замысел до ума, но самое важное все-таки всегда рождается в душе автора.
Студенты, которые обучаются по специальности «музыкально-компьютерные технологии», являются постоянными лауреатами творческих конкурсов. Например, студентка первого курса магистратуры Татьяна Якимова в июне этого года едет в Москву на всероссийский конкурс «Моя страна, моя Россия». Там она будет представлять научный проект под названием «Студия мультимедиа для одаренных детей». Татьяна расскажет о «творческих мастерских», созданных в рамках студии под названиями «Авторская кукла», «Мастер видео», «Музфильм», «Музыкальная открытка», «Оцифровка» и «Я диджей». |
Все абитуриенты, которые играют на музыкальных инструментах, в рамках отделения музыкально-компьютерных технологий могут поступить на специальность «музыкальное искусство эстрады», однако наряду с прочими вступительными экзаменами им необходимо успешно пройти творческое испытание — концертную программу.
Все зачисленные абитуриенты будут совершенствовать свои инструментальные навыки под руководством заслуженного артиста России, доцента отделения музыкально-компьютерных технологий Анатолия Журавлева. Он основатель и дирижер студенческого оркестра РГППУ под названием FIESTA-JAZZ-BAND.
За три года существования FIESTA-JAZZ-BAND дал около ста концертов. В сезоне 2010–2011 он выступал на одной сцене вместе с американской группой House of Soul, московской группой Дениса Мажукова Off Beat и с квартетом знаменитого американского барабанщика Эла Фостера. В 2010 году биг-бэнд получил Гран-при на международном фестивале-конкурсе «МИКС-АРТ». |
Анатолий Журавлев, доцент отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ:
— У нас наряду с лекциями и семинарами каждый день репетиции. Музыкант — профессия трудозатратная, поэтому, чтобы из него вышел какой-то толк, заниматься нужно по 5–6 часов.
— Бывает такое, что человек владеет одним инструментом, например, фортепиано, а мечтает освоить саксофон. У вас можно переучиваться?
— Расскажу вам такую историю. В Новосибирске есть знаменитый биг-бэнд, руководителем которого является величайший человек Владимир Толкачев. С ним я когда-то учился. Он окончил музыкальное училище по классу баяна. На последних курсах брал в руки саксофон, но его почему-то никто не воспринимал всерьез. Затем он поступил в консерваторию уже как саксофонист и отучился там. И сегодня он считается одним из лучших саксофонистов в мире, а также руководит оркестром, который успел получить мировое призвание. Поэтому тем, кто захочет «пересесть» с одного инструмента на другой, важно много работать, ну и иметь божий дар.
— А сколько стоит один курс обучения и есть ли льготы?
— Все студенты, которые состоят в моем оркестре, за исключением двоих, учатся бесплатно. А вообще один курс стоит 112 тыс. руб. в год. Если человек успешен в обучении, то ему платится повышенная стипендия. Тех, кто поступает платно, но за время учебы заявляет о себе как о дисциплинированном студенте, при этом сессии сдает на одни пятерки, переводят на бюджет. Все просто.
— Какая квалификация им присваивается после окончания обучения?
— Всего существует несколько квалификаций: артист ансамбля, артист оркестра, преподаватель, руководитель творческого коллектива.
Одним из самых успешных студентов на курсе считается альт-саксофонист Алексей Довженко. Он обучается по направлению «музыкальное искусство эстрады». По совместительству является резидентом первого в Екатеринбурге джаз-клуба EverJazz, где выступает в составе квинтета. |
Тех, кто поет, в этом году отделение музыкально-компьютерных технологий набирает на первый курс по направлению «эстрадно-джазовый вокал».
Это направление в рамках РГППУ появилось только в прошлом году. Правда, набранные студенты-вокалисты первый год обучались за деньги — платили 52 тыс. руб. в год. |
Для тех, кто будет поступать в нынешнем сезоне, бюджетные места обещают, но сколько их будет, пока никто не знает. Всего нужно набрать группу из 15 человек.
Педагог по вокалу Георгий Звягин рассказывает: «Чтобы поступить на вокал, важно обладать природным талантом — иметь хороший слух и голос. И вовсе не обязательно заканчивать музыкальную школу или училище, для этого достаточно пройти вступительные испытания».
Георгий Звягин, педагог по вокалу отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ:
— Помимо ЕГЭ у нас есть прослушивание. Нужно спеть две песни в разных музыкальных жанрах. Аккомпанировать вам могут на любом инструменте, можно даже группу привести, оркестр или воспользоваться «минусовкой». Мы будем оценивать природные данные исполнителя, а также чистоту интонации. Приветствуются выступления а-капелла — без аккомпанемента, которые демонстрируют природный голос певца, а также недостатки звучания. Но на них мы не зацикливаемся, потому что вокалисты поступают к нам, чтобы учиться.
— Почему студенты должны отдать предпочтение нашему уральскому вузу, ведь в Москве, например, можно поступить в ту же Российскую академию музыки имени Гнесиных на факультет эстрадно-джазового вокала?
— Во-первых, студент учится, по сути, дома. Во-вторых, обучение в Москве стоит в несколько раз дороже, чем у нас. Кроме этого, туда не так-то просто поступить. Например, Марк Юсим — последний из моих студентов, который прошел в Гнесинку на бюджетное отделение. Тогда стоимость обучения составляла 180 тыс. рублей в год, сейчас, уверен, еще дороже. Отмечу, что мальчик действительно уникальный. В 2009 году он победил в солидном музыкальном конкурсе «Новая волна» в Юрмале.
Или Вы считаете, что оплатив обучение или поступив на бюджет Вы будете получать информацию ничего не делая? Вы, сначала расскажите каков у Вас диплом, какие оценки по профильным предметам, а потом уже обвиняйте в том, что не умеете ничего.
Гонор никогда не буде лишним - главное знать меру. Надо уметь наступать. Натиск необходим. Но как "море", его описать нельзя, применительно к студентам РГППУ. Я Знаком с многими студентами разных курсов (в том числе и магистрантами) и, слава Богу, пока не один из них не заставил меня выплывать из "моря гонора".
И по поводу минимума знаний не могу с Вами согласиться. Никто не заставляет Вас поступать в РГППУ, есть множество других высших учебных заведений. Проблема лишь в том, что если не включать голову, то знания в ней не появятся ни в коем случае.
Я не хочу сказать о Вас ничего плохого, но тем не менее, проблема отсутствия знаний может заключаться в Вас, а не в вузе.
1% правды.
Был я там. Не выдержал этого дурдома, свалил. Это пед, и этим все сказано.
Раз Вас не устраивает педагогическое образование, то зачем было поступать?
ко мне в студию с 2005 года приходят самые разные "выпускники".
пафоса - просто обалдеть сколько. все - нереальные "профи".
спросишь его - а что ты умеешь дружочек? ответ - ничего.
фрутилупс открывать умею и про существование кубейса знаю.
выгнал всех. парни-самоучки, которые ходят и кофе всем делают,
да за барабанщиком опилки от палок выметают - они хоть способны
микрофоны правильно расставить, а эти - шум да гам..
спросишь их - "бочку с басом сможете свести?"
отвечают - "А что такое бочка, а какой именно бас, а что такое "свести"?
клоуны. или это пантыкин так на всех влияет. "дедушка", мля...
мне так-то пофиг, что пост рекламный, но выпускники - полный шлак.
или программа шлак, по которой они учатся
Примеры, которые Вы привели полная ерунда и причина тому два прекрасных педагога этой кафедры - С. И. Фильчаков и С. И. Сиротин.
Я знаком с этими людьми, присутствовал у них на парах. Они не "слезут" со студетна, по он не получит хотя бы минимум знаний.
Не стоит забывать про А. В. Кузнецова, который, кроме того, что он педагог кафедры, еще и звукорежиссёр в театре драмы.
Эти люди даже осла научат тому, как "бочку с басом сможете свести".
Либо к Вам приходили люди с купленными дипломами, либо Вы обманываете. Третьего не дано.