Глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, выступая на заседании ассамблеи «Депутатской вертикали» в Екатеринбурге, анонсировал корректировку законодательства о местном самоуправлении. Речь шла о проекте федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», разработанном в продолжение принятых поправок к Конституции РФ.
Из упомянутого законопроекта будет вытекать новый закон о местном самоуправлении. Основная задача — сделать так, чтобы система публичной власти была четкой и понятной гражданам, подчеркнул Крашенинников, которого цитирует департамент информационной политики Свердловской области.
Павел Крашенинников, депутат Госдумы РФ:
— Здесь [в законопроекте] очень четко прописаны, четко урегулированы полномочия, вопросы взаимодействия между ветвями власти в субъекте Российской Федерации, взаимодействия с федеральной властью. И мне кажется, это нужно не только для того, чтобы они [ветви власти] друг с другом хорошо общались, но в первую очередь — для граждан: чтобы защищать их права, информировать их.
Суть предстоящих изменений в закон о местном самоуправлении еще в августе 2020 года в интервью 66.RU раскрыл тогда еще сенатор Аркадий Чернецкий, комментируя попытки новой инициативной группы вернуть прямые выборы мэра Екатеринбурга.
По словам Чернецкого, после принятия поправок в Конституцию нужно внести изменения в сотню законов, одно из направлений — корректировка законодательства о местном самоуправлении. Это связано с появлением в Конституции такого понятия, как «публичная власть».
«Иногда власть не выполняет полностью функции по отношению к своим гражданам. Например, когда функционал записан за местными органами власти, а ресурсов и денег не хватает, при этом региональные власти считают, что это компетенция муниципалитета. Чтобы этого не было и в любом случае власть чувствовала свою полную ответственность за выполнение всего комплекса услуг, которые гражданин должен получить, появилось понятие «публичная власть». На деле это означает, что концентрация ответственности будет сосредоточена на руководстве области, какие-то полномочия могут перераспределить в сторону их ответственности. Вопросы, связанные с полномочиями местных органов власти, в значительной степени будут рассматриваться на уровне региона», — пояснил Аркадий Чернецкий.
По его словам, после завершения реформы городом по-прежнему будет управлять мэр, а не губернатор, но «если будут возникать проблемы, в них должен будет (и будет иметь возможность) более активно вмешиваться регион». То есть у областной власти появятся дополнительные рычаги влияния на ситуацию в городах.
«Это в первую очередь организационные рычаги — возможность активно вмешиваться в проблемы. Финансовые рычаги. Екатеринбург в этом отношении не очень показателен, поскольку у города есть собственные ресурсы и достаточно развитый бизнес. В первую очередь речь идет о небольших городах, где в отсутствие необходимой помощи со стороны региона муниципальная власть свои функции просто не выполняет. Формирование публичной власти должно такую проблему решить», — подчеркивал Чернецкий.