В Законодательном собрании Свердловской области прошло первое заседание депутатов нового созыва. На нем они, в частности, выбрали спикера, его заместителей, глав комитетов и т. д.
Бизнесмен Иван Зайченко, который в сентябре впервые избрался в региональный парламент от партии «Новые люди», уже через час и 15 минут после начала заседания написал в своем Telegram-канале, что ему «здесь делать нечего».
Предварительно новоиспеченный депутат опубликовал фото с результатам голосования по выбору председатель Заксобрания. Им, как это обычно и случается, стала Людмила Бабушкина.
Журналист 66.RU спросил у Ивана, в чем причина столь эмоционального поста.
— Почему вы так быстро разочаровались в происходящем?
— Я ждал, что хотя бы еще кто-то кроме меня будет голосовать не так. Единодушие прямо поразительное. Ужасно! Я когда увидел первые результаты, у меня аж челюсть отпала! Когда со мной предварительно разговаривали на тему, за кого голосовать, подумал, что раз разговаривают, наверное, мой голос что-то решает. Даже немножко утвердился в самомнении. Но когда увидел результаты, что 47 «за» и только я один «воздержался», решил, что надо найти новый смысл для всей этой деятельности, потому что настолько там все предрешено.
Они (кандидаты на посты в Заксобрании, — прим. 66.RU) приходят и говорят: «Я долго работал, положил полжизни на госслужбе, очень классный руководитель и бла-бла-бла». Зачем на это вообще время тратить?! Все же понятно. Скажи: «Привет, я Алеша, я выдвигаюсь туда-то. Давайте быстро голосуйте!» И все. Можно же в таком режиме, и время бы сэкономили.
— Кто с вами предварительно разговаривал?
— Не надо мне, наверное, этого говорить… Не то чтобы интересовались [моим мнением по кандидатурам], они говорили в том контексте, как они считают правильно. Мне это кажется удивительным. Мне говорили: «Это прекрасные люди. Ты должен за них голосовать, потому что они добились того-то и того-то» Не то чтобы мне прямо указывали, но убеждали такими общими словами.
В результате там, где я не знал людей и не мог адекватно проголосовать, я воздерживался. Там, где я хотя бы приблизительно был с ними знаком, голосовал против либо за.
— Разве еще до выборов не было очевидно, что Законодательное собрание, мягко говоря, не очень самостоятельный орган. Взять ту же историю с попытками вернуть прямые выборы мэров городов, которая изначально была обречена на провал?
— У меня была некая иллюзия. Во-первых, было ощущение, что пройдет достаточно много независимых людей. И, во-вторых, я не ожидал, что соотношение сил такое, что 99,9% людей поддерживают то, что нужно поддерживать, без исключений. Думал, будет конструктивнее и дискуссионнее. Но — нет.
— Как это изменить?
— Я не знаю. Наверняка надо больше независимых людей.
— В предвыборном интервью вы заявляли, что своим примером хотите показать: во власть могут попасть не только свои, но и новые люди? Получается, все зря?
— Не готов сейчас делать какие-то выводы. Всего один день прошел.
— Но мандат сдавать не будете?
— Был такой порыв — встать и уйти, — когда увидел первые результаты голосований. Но взял себя в руки, успокоился. Но пока [сдавать мандат] не буду. Однопартиец Рант Агаджанян меня несколько успокоил.
— Он тоже голосовал, как большинство?
— Судя по результатам, да. Но в каких-то моментах я его перетягивал на свою сторону…
Посмотрю, как пойдет дело в комитете (Иван Зайченко вошел в комитет по промышленной, инновационной политике и предпринимательству, — прим. 66.RU). Мне там даже направление позволили выбрать. Возможно, там будет что-то интересное. Но на голосованиях [на заседаниях Заксобрания] в ближайшие пять лет интриг точно не будет.
— Депутатскую столовку уже заценили?
— Столовка как столовка, только цены однозначно ниже расходов на работу поваров и других сотрудников. Это сто процентов убыточная, субсидированная история.