Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Лоббисты управляющих компаний рвутся в гордуму через праймериз «Единой России»

18 мая 2018, 17:00
Лоббисты управляющих компаний рвутся в гордуму через праймериз «Единой России»
Фото: Скрин, YouTube
Ограниченный круг бенефициаров УК стремится монополизировать рынок ЖКХ. Потому заводит во власть своих людей — чтобы контролировать тарифы, «Водоканал», «Спецавтобазу», влиять на решения администрации города и участвовать в выборе нового мэра.

Представители коммунального бизнеса рвутся в городскую думу Екатеринбурга. В праймериз «Единой России», регистрация на которые закрывается на этой неделе, поучаствуют полтора десятка кандидатов, связанных с управляющими компаниями и ТСЖ.

Еще неделю назад независимые наблюдатели насчитывали 13 разбросанных по разным территориальным группам участников предварительного голосования, которые имеют интересы в сфере ЖКХ, а сейчас это число увеличилось минимум на трех человек.

Так, например, в гордуму хотят переизбраться гендиректор УК «Академический» Николай Смирнягин, советник гендиректора «Орджоникидзевской УЖК» Александр Найданов и председатель одного из ТСЖ Алексей Бородин. Но в списках есть и новички: выходец из династии Вихаревых Алексей, младший брат которого Григорий работает в думе от ЛДПР, руководитель УК ЖКХ Октябрьского района Михаил Плешаков, управляющий УК РЭМП Железнодорожного района Александр Колесников и гендиректор ЕМУП СУЭРЖ Виктор Карташев.

Если праймериз ЕР, как и декларируется, пройдут прозрачно и обойдется без применения административного ресурса, то именно они при сильных стартовых позициях являются фаворитами в голосовании. У УК хватит денежных ресурсов и опыта, чтобы привести на участки лояльный электорат и выиграть праймериз. На эту сеть не раз опирались чиновники из мэрии во время предыдущих выборов в гордуму по одномандатным округам.

Лоббисты управляющих компаний рвутся в гордуму через праймериз «Единой России»
Фото: архив 66.RU

У нового состава городской думы расширятся полномочия. Теперь слово депутатов станет последним при избрании единого сильного мэра.

«Что такое управляющая компания? Это последняя миля до жителя. Раз есть прямой доступ в подъезды, то они могут агитировать за нужных кандидатов, листовки ненужных — выкидывать», — подтверждает тезис о большом влиянии УК на результаты выборов директор по развитию УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин.

После июньских побед представителей коммунального лобби «Единой России» не останется ничего другого, как внести их фамилии в бюллетень на сентябрьские выборы в местную думу. Но даже провалившись на праймериз ЕР, представители группы влияния могут избираться от других партий или пойти самовыдвиженцами. Кроме того, летом список расширится за счет кандидатов от «Справедливой России», традиционно имеющей связи в этом секторе.

Получив контроль над законодательным органом, коммунальщики смогут не только перенаправлять денежные потоки, точечно лоббировать интересы тех или иных структур и выбрать сильного мэра, но и формально влиять на такие активы, как МУП «Водоканал» и ООО «Спецавтобаза», реорганизованное, чтобы стать региональным оператором.

Илья Сотонин, директор по развитию УК «Лига ЖКХ»

Лоббисты управляющих компаний рвутся в гордуму через праймериз «Единой России»

— Кандидаты идут в гордуму не для того, чтобы представлять интересы управляющих компаний, а чтобы решать вопросы тех групп, которые их туда выдвигают. А раз дума теперь влияет на назначение мэра, то эта ситуация выглядит взрывоопасной для Екатеринбурга. Кроме того, «Спецавтобаза» и «Водоканал» — это хороший рычаг давления на городскую администрацию. Можно искусственно создать коллапс, спровоцировать опасную социальную обстановку, чтобы выторговать какие-то преимущества.

Политолог Александр Пирогов добавляет, что главной мотивацией похода в гордуму для коммунальщиков является бизнес.

Александр Пирогов, политолог:

Лоббисты управляющих компаний рвутся в гордуму через праймериз «Единой России»

— Группа предпринимателей (речь идет об Уралмаше) — состоявшихся и успешных — хочет реализовать свои амбиции, попытаясь интегрировать собственных представителей в органы представительной власти Екатеринбурга для того, чтобы иметь возможность влиять на принятие решений. Это и назначение главы города, и распределение бюджета, и различные интересные активы, которые можно было бы приватизировать.

Конгломерат компаний Уралмаша занимает монопольное положение на рынке жилищно-коммунальных услуг — примерно 60–70%. В этом контексте их притязания на «Водоканал», который им же поставляет ресурсы, вполне логичны, считает Пирогов. «Это безграничный источник финансов и замкнутый цикл, когда поставщики и потребители объединены в единую цепочку», — отмечает он.

Учитывая, что юридически городская администрация подотчетна думе, то депутаты могут опосредованно влиять на результаты конкурса по выбору управляющих компаний в новых домах и в домах с недееспособным управлением, а также на рекомендованный тариф на содержание жилья (его устанавливает глава города).

При этом, замечает Пирогов, исход праймериз, несмотря финансовый перевес уралмашевцев, не предопределен: «У администрации Екатеринбурга, которая, очевидно, не хочет иметь в гордуме такую многочисленную группу влияния, есть преимущества в кадровом составе участников, в организационном и административном ресурсе».

Кроме того, нет гарантии, что, достигнув поставленной цели, коммунальное лобби будет так же монолитно, как сейчас.

Александр Пирогов:

— Группа из нескольких человек, тем более политиков, монолитной по определению быть не может. Кадры с давних пор считаются проблемой. К тому же политиками движут в первую очередь личные, а уж потом корпоративные интересы. По сложившейся в городе практике, под воздействием обстоятельств союзы складываются, раскалываются, переформатируются.