История с детскими боями в Грозном показывает, что федерализм в нашей стране избирателен. Есть регионы и республики, которые могут позволить себе независимое поведение. Их ничтожно мало, и это исключительно их заслуга. И речь в первую очередь идет о Чечне. Никто так ярко и эффективно не отстаивает это право.
На этой неделе лучший боец ММА в мире Федор Емельяненко назвал недопустимым и недостойным оправдание проведения детских боев по взрослым правилам на турнире по ММА в Грозном. Grand Prix Akhmat 2016 был очень важен для главы Чечни Рамзана Кадырова: в показательной программе турнира бились трое его сыновей, все победили, один — нокаутом.
Война в СМИ началась с вопроса Абузайда Висмурадова, президента бойцовского клуба «Ахмат»: «Кто он такой, чтобы давать оценку нашему турниру и поединкам?» Зрители начали делать ставки, извинится ли теперь Федор Емельяненко перед Рамзаном Кадыровым. 67% читателей считают, что нет. Но это пока.
Действительно, большинство медиа сегодня выступают на стороне Последнего Императора (прозвище Емельяненко). Ленты завалены фотографиями бойца с заголовками солидарности и поддержки, в один день опубликованы тысячи списков, перечисляющие награды, звания и титулы легенды ММА. Одна за другой мировые звезды боевых искусств подтверждают: Федор имеет право.
С противоположной стороны не менее титулованные бойцы, общественные деятели, политики предупреждают: за слова придется ответить. Рамзан Кадыров опубликовал свой ответ в «Инстаграме».
Обратите внимание, как Рамзан Кадыров в своем видео мастерски противопоставляет ужасы России 90-х и современную спортивную Чечню.
Безусловно, этот пост надо прочесть целиком — прекрасный текст, исторический документ. В нем есть всё: выполнение задач руководства страны, духовно-нравственное воспитание, здоровый образ жизни, приобщение молодежи к спорту, борьба с насилием в отношении детей, национальные традиции, возрождение после войны, подготовка верных России воинов, самая лучшая в мире нефть и многое другое.
Ясно одно: заявление Федора Емельяненко — прямое нарушение этики и морали.
Но если бы он отдал должное заслугам главы Чечни перед отечеством, а потом указал на некоторые недочеты, таких разговоров бы не было. Так Рамзан Кадыров создал почву для извинений: его сторонники неоднократно предлагали Федору Емельяненко извиниться и демонстрировали готовность принять эти извинения.
Внимательный читатель наверняка заметил, что Кадыров в своем ответе заложил одно очень важное противоречие. В тексте он неоднократно называет Емельяненко русским богатырем, что на самом деле чистая правда. Но как теперь русский богатырь сможет пойти на его условия? Как?!
Вы можете себе представить непобедимого бойца, который по пунктам подтверждает написанное главой Чечни? Это поражение. По крайней мере в области PR-боевых искусств. Лучшее, что он сейчас может сделать, — замкнуться, стоять на своем. Что он и сделал: в ответ на послание Рамзана Кадырова Емельяненко только сменил фото в своем посте в и исправил слово «вчера» на «4 октября».
Потому что он уверен в своей правоте и ему нечего доказывать. Его профессиональные качества несомненны: за всю карьеру Емельяненко проиграл лишь четыре боя. Поэтому схватка закономерно переместилась в морально-этическую плоскость. И здесь Фёдора не в чем упрекнуть, кроме буйного поведения его брата Александра, который сейчас сидит за изнасилование домработницы. Рамзан Кадыров пишет: «Странно выглядит резонанс, провоцируемый Фёдором, ибо каждый обязан начинать с себя и семьи. Это касается и близких». Этим он подчеркивает, что имеет все моральные основания требовать извинений.
Действительно, за последние пару лет многие общественные деятели извинялись перед главой Чечни за критику в его адрес и в адрес того дела, которым он занимается. Мы видели, как он мастерски обращается с медиа, чтобы надавить на возражающих. Общество аплодировало этому шоу, за этим было интересно наблюдать. Уверен, что Рамзан Кадыров войдет в учебники по PR — например, в главу «Продвижение национальной идеи внутри страны и за ее пределами». Но теперь — совершенно иная ситуация. Думаю, мы становимся очевидцами исторического события.
Никто не станет отрицать, что в своей риторике Рамзан Кадыров опирается на незыблемые нравственные твердыни: мужская честь, уважение к национальным традициям, истории, старшему поколению, здоровое воспитание детей, семейные приоритеты, воинская слава. И действительно, все это в Чечне есть. Во всяком случае такой образ формирует и поддерживают медиа. К слову, наш автообозреватель Кирилл Зайцев недавно побывал в Грозном и привез оттуда весьма парадоксальный репортаж. Так вот, для Рамзана Кадырова это крепкий базис, который он использует на все 100%.
Вместе с тем в общественном сознании закрепилось мнение, что чеченец — опасный, непредсказуемый человек, способный причинить серьезные неприятности. В первую очередь это касается России, но и на Западе наверняка многие думают, что чеченцы в некотором смысле опасней русских.
Этот стереотип очень серьезно воздействует на сознание людей, которые приносят извинения. Никто не хочет узнавать, что будет, если я откажусь. Как в таком контексте поступить непобедимому Федору Емельяненко? Любимому бойцу президента, православному патриоту, русскому богатырю — гордости всей России. Как он может извиниться? И как он может не извиниться? Это неразрешимый конфликт.
Но безвыходных ситуаций не бывает. Единственный человек, способный разрешить кризис, — Владимир Путин. Перед ним стоят два немаловажных символа силы современной России. С одной стороны — самый сильный гладиатор на планете. С другой — важнейший вассал, миротворец на Кавказе, единственный региональный руководитель, который может себе позволить поздравить президента через Instagram.
Остается надеяться, что Владимир Путин вмешается, но не займет ничьей позиции. Наложит на конфликт вето. Только царь сможет примирить Емельяненко и Кадырова без ущерба для репутации обоих. И рассчитывать, что медиастолкновение не повлечет серьезных политических последствий и останется между двумя мужчинами. Точнее, тремя.
При чем тут федерализм? При том, что глава Чечни демонстрирует нам образец поведения независимого регионального лидера в современной России. Не можешь быть таким харизматом, не можешь снискать такой поддержки у народа, не можешь быть нужным и остро необходимым — извиняйся.
Вы можете почувствовать все нюансы стратегии Рамзана Кадырова, сравнив его с Эдуардом Росселем или Минтимером Шаймиевым. Оба мечтали о независимости и самостоятельности в принятии решений. Один хотел создать республику, другой — сохранить. Один строил ее по национальному принципу, другой — по индустриальному. Как говорит писатель Алексей Иванов, Россель — романтик, который хотел создать уникальное административное объединение, в котором ключевой идеей был труд. Одному пошли на уступки, но перевели в статус «ни то ни сё», другого задавили. Но они были безусловными харизматами своего времени и подчинились только высшей политической воле. В этом смысле федерализм в России всегда был похож на феодализм.
Пока максимум властной поддержки Федор Емельяненко получил в виде заявления пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Он намекнул надзорным органам, что неплохо бы провести проверку, и детский омбудсмен Анна Кузнецова отреагировала на сигнал. Она перепоручила это детскому омбудсмену Чечни Хамзату Хирахматову, а тот «не выявил нарушений в боях с участием детей по правилам MMA в рамках Гран-при WFCA «Ахмат» в Грозном 4 октября». Очевидно, этот конфликт лишь в последнюю очередь касается защиты детей. Значит, будет следующий раунд.
P.S. спустя 2,5 часа после публикации этого материала Рамзан Кадыров выставил у себя следующий пост. Вроде бы примирительный, но с намеком на то, что Федор Емельяненко, как русский богатырь должен будет сделать шаг навстречу.
Фото: скриншоты личных страниц Рамзана Кадырова и Федора Емельяненко в социальной сети Instagram; архив 66.ru