Губернатор Евгений Куйвашев строит Большой Екатеринбург: объединяет столицу области с городами-сателлитами общей стратегией, общими градостроительными планами, собирает совет представителей всех причастных Дум, администраций, компаний и корпораций. Оспорить логику совместного развития фактически уже слившихся друг с другом городов сложно. Но тут важно отметить: это уже третья попытка строительства Большого Екатеринбурга. Первые две провалились. С треском. Губернатор Куйвашев прошлые ошибки как будто бы учел, но и он рискует потерпеть неудачу.
Александр Мишарин, пытавшийся объединить города до Куйвашева, руководствовался планом Аркадия Чернецкого и собирался строить один большой муниципалитет, отнимая полномочия у депутатов и сотрудников администраций городов-спутников. И города восстали.
Публичным лидером этого восстания был Вячеслав Брозовский, занимавший пост мэра Берёзовского. Забраковав идею административного слияния, он тогда предложил взамен мягкую агломерацию — совместную работу Екатеринбурга и его сателлитов с сохранением всех властных полномочий чиновников на местах. Фактически эту схему сейчас и пытается запустить губернатор Евгений Куйвашев. Потому о перспективах и опасностях такого развития событий мы поговорили с г-ном Брозовским.
— Вячеслав, предлагаю сразу начать с главного вопроса. Большой Екатеринбург Евгения Куйвашева — получится или нет? У предыдущего губернатора, как известно, не вышло. Нынешний справится? Ваш прогноз.
— Мне кажется, в этот раз проект Большой Екатеринбург вполне может состояться. Потому что реализуют его мягко, спокойно, раздавая правильные обязательства. Другое дело, как эти обязательства будут исполняться.
— В этот раз Большой Екатеринбург строят по вашему плану…
— Ну почему по моему?
— Потому что всё, о чем сейчас говорит Евгений Куйвашев, я раньше уже слышал. Причем от вас. Когда Александр Мишарин жестко загонял города-спутники Екатеринбурга в единый муниципалитет, именно вы публично этому воспротивились и предложили тот самый «мягкий вариант» — агломерацию на базе межмуниципальных соглашений.
— Тогда эту точку зрения разделяли главы многих городов. Мне кажется, что ошибка Александра Сергеевича Мишарина состояла в том, что города загоняли в стойло Большого Екатеринбурга кнутом. Вот мы и взбеленились. Тут вы правы, конечно. Я открыто об этом заявил. Я понимал, что, отвергая, надо что-то предлагать. Я и предложил.
Глупо отрицать, что границы стерты, что спутники по факту уже слились с Екатеринбургом. И объективный процесс агломерации идет, его действительно необходимо формализовать, пустить в единое русло. И правильно, что это пытаются сделать.
— У Большого Екатеринбурга есть две грани. Одна — хозяйственно-инфраструктурная. Она вопросов не вызывает и конфликты не провоцирует. Как вы уже сказали, объективный процесс слияния столицы области с городами-сателлитами никто отрицать не станет. Но есть вторая — политическая. Возвращаясь к Мишарину, мне кажется, он Большой Екатеринбург использовал, в частности, и для того, чтобы снести Аркадия Чернецкого…
— Безусловно! Это был красивый сценарий ухода Аркадия Михайловича. Все тогда понимали, что Чернецкий должен уступить, что он должен уйти. А Большой Екатеринбург стал классным информационным поводом. Он позволил ему уйти не проигравшим, уйти красиво, уступить во имя большого дела. Я думаю, они с Александром Сергеевичем кулуарно это обговорили…
— А потом, когда задача была выполнена, когда Аркадий Чернецкий ушел, Большой Екатеринбург слили, всё как-то плавно сошло на нет.
— На самом деле нет. Не плавно. Нам пришлось за это побороться. Даже после того как Аркадий Михайлович ушел, Александр Сергеевич продолжал строить единый муниципалитет. Он очень амбициозный руководитель. И он хотел дожать этот проект.
Да и мы, главы муниципалитетов, были готовы в этом проекте участвовать — но только по сценарию агломерации, отдавать свои города Екатеринбургу, превращать их в окраинные районы, на развитие которых вечно не хватает денег, мы не хотели.
Для нас ведь это тоже был классный информационный повод. Мы понимали, что ситуацию можно монетизировать, что надо не героически бороться против областной администрации, а цинично добывать материальные блага для наших людей, для наших городов. И именно через агломерацию пытались это сделать. Но потом случилась трагедия. И всё закончилось.
«Давайте сделаем пять нормальных лучевых дорог — из Екатеринбурга во все города-спутники. Этот проект объединил бы всех, снял бы все вопросы и стал бы прекрасным стартом агломерации». |
— И вы думаете, что сейчас, когда проект агломерации официально принят на уровне правительства области, города-спутники наконец получат свои дивиденды?
— Вот не факт. О дивидендах пока речи не идет. Есть заявление о намерениях, которое не замешивают на конкретном событии, на конкретном инфраструктурном проекте. Мне кажется, не хватает какого-то пряника, какого-то значимого позитивного информационного повода.
— Например?
— Например, давайте сделаем пять нормальных лучевых дорог — из Екатеринбурга во все города-спутники. Этот проект объединил бы всех, снял бы все вопросы и стал бы прекрасным стартом агломерации. Это стоит-то всего миллиарда три. Относительно небольшие деньги для хорошего, мощного старта. И дело полезное. Давайте начнем с дороги на Пышму. Она в относительно хорошем состоянии, надо лишь добавить ей пару полос. Это было бы классно!
— Кстати, о Пышме. Мне кажется, что агломерация этого спутника с Екатеринбургом уже произошла. Межмуниципальные соглашения уже работают. Как пример — мусорный полигон, обслуживающий Екатеринбург, расположен именно в Верхней Пышме…
— Да кто об этом знает?! Ну согласитесь, большинству неинтересно, куда именно везут мусор из Екатеринбурга. Обычному человеку все равно. А вот новую широкую дорогу он заметит и оценит. Это просто мой такой совет: хотите объяснить пользу Большого Екатеринбурга горожанам — стройте дороги.
— То есть план примерно такой: бросаем всё, в очередной раз замораживаем ЕКАД, откладываем на потом ремонт Макаровского моста — и все бюджеты перенаправляем на большую стройку лучевых дорог в города-спутники…
— Ну почему сразу «бросаем» и «откладываем»? Нет. На самом деле эти лучевые дороги есть: в Пышму дорога есть, в Арамиль, Березовский — тоже есть, со Среднеуральском только проблема. И екатеринбуржцы этими дорогами пользуются.
— За чей счет их надо расширять?
— Я считаю, что это областные деньги должны быть — областной бюджет.
— Но объем дорожного фонда ограничен. Его и так весь раздают городам. И всегда кому-то не хватает.
— Да. Согласен. Берёзовскому, к примеру, достается примерно 60 млн рублей. Для дорожного строительства это, конечно, копейки. Очень мало. Но я считаю, что и Екатеринбургу мало дают: по нормативу — из расчета на количество жителей города. Не учитывают, что по дорогам Екатеринбурга ездят не только екатеринбуржцы, но и березовчане, и арамильцы, и жители многих других городов области.
В этом и состоит идеология агломерации. Мы живем в едином пространстве. Макаровский мост надо ремонтировать не только для екатеринбуржцев. Он нам всем нужен. Но, к сожалению, дороги Екатеринбурга убило противостояние, которое было между городом и областью…
— Почему «было»?
— Ну, так скажем, то противостояние, которое было, подкосило все планы по реконструкции дорог Екатеринбурга. А нынешнее противостояние их добивает.
— А Большой Екатеринбург Евгения Куйвашева разве не часть этого противостояния? Ведь идеологически Большой Екатеринбург — это нормальное такое обоснование для изъятия полномочий у мэрии: градостроительных, финансовых. Область забирает у города власть, мотивируя это тем, что она строит агломерацию…
— Да. Так оно и есть. И они это очень круто сделали. Посмотрите, где уже сейчас решаются все главные вопросы: в Законодательном собрании Свердловской области. Вы же понимаете, что чем больше система, тем проще ей управлять. Не эффективнее, но проще. Объединение на уровне агломерации, мне кажется, это ход, необходимый для того, чтобы все привыкли к бренду «Большой Екатеринбург». А потом, позже, могут вернуться и к старому, жесткому сценарию административного слияния Екатеринбурга и спутников. И, безусловно, руководить большим, единым муниципалитетом хочет губернатор, хочет его правительство.
— Все почему-то говорят о таком развитии сюжета…
— Потому что это очевидно.
«План строительства Большого Екатеринбурга Александр Мишарин согласовал с Аркадием Чернецким. И только с ним. С муниципальными депутатами этот вопрос даже не обсудили». |
— Но представители губернатора это яростно отрицают.
— Всё будет зависеть от воли руководителя. Политика всегда развивается по синусоиде. Сейчас эта синусоида идет вверх, значимость и ценность муниципальной власти публично признают. Поверьте, дождемся и противоположного тренда. Услышим еще, что муниципальные власти ничего не значат, что они зажрались, погрязли в коррупции и потеряли эффективность.
Но хочу еще раз подчеркнуть: запущенный процесс агломерации я все-таки считаю правильным решением. По крайней мере мэры наконец будут обязаны раз в год собираться за одним столом и совместно обсуждать общие планы и общие проблемы. А они у нас действительно общие.
— Обратите внимание, кстати: пока за этот стол пригласили представителей всех городов, кроме Екатеринбурга. По-моему, это странно. При том что в прошлый раз всё было наоборот…
— Нет-нет. В прошлый раз план строительства Большого Екатеринбурга согласовывали с Аркадием Михайловичем. И только с ним. С муниципальными депутатами этот вопрос не обсудили. Вообще. А ведь Екатеринбург — это не одно лицо. Чернецкий — это не Екатеринбург. В этот раз рабочая группа несколько шире: помимо глав городов в нее включают и депутатов, и представителей бизнеса. И дискуссию надо максимально расширять. В ней может родиться действительно шикарный проект.
— Чем шире дискуссия, тем больше вероятность неконструктивных споров, разброда и шатаний.
— Разброд и шатания — там, где нет сильного руководителя, способного анализировать и выдавать результат.
— Может сложиться так, что в этот раз проект слияния муниципалитетов застопорит не Берёзовский, а Екатеринбург?
— Может. Екатеринбургу пока никаких конфет не предложили. Сладкое раздают малым городам.
— А у городской команды есть силы и средства для того, чтобы остановить процесс изъятия полномочий и создания Большого Екатеринбурга?
— Давайте разделять эти понятия. Отъем полномочий с брендом «Большой Екатеринбург» не связан.
— Уже связан.
— Ну хорошо. Пусть. Большой Екатеринбург — это соус, это удобное публичное обоснование. И глупо отрицать, что сегодня областная власть прилагает все усилия для того, чтобы ослабить власть городскую. И делает это очень эффективно. Чтобы остановить этот процесс, администрация города может использовать только один аргумент. Это мнение населения. У нас в Берёзовском в свое время 4,5 тыс. жителей вышли на улицы в знак протеста против насильственного слияния с Екатеринбургом. Для города с 70 тыс. населения это очень хорошая цифра.
— И что? Ждем митингов «Нет Большому Екатеринбургу»?
— Нет. Не думаю. В нынешних условиях протестный митинг будет восприниматься почти как терроризм.
— Значит, публичные слушания…
— Которые Екатеринбург давно научился очень эффективно и эффектно проводить. Такое может быть.
— А это сработает?
— Сработает. Почему нет? Но области есть что этому противопоставить: позитивный информационный повод, те же лучевые автодороги, о которых я уже говорил. Я считаю, что можно было бы задействовать резервный фонд и выделить на этот проект два губернаторских миллиарда. Но из них полтора миллиарда должны достаться Екатеринбургу. Это был бы хороший толчок, который примирил бы всех и в том числе мог бы стать базой для предвыборной кампании Евгения Куйвашева.
— Вы думаете, он хочет остаться нашим губернатором?
— Я думаю, да.
Не следует путать кланово-корпоративную деятельность фактически никому не подчиняющегося и неподконтрольного, десятилетиями несменяемого ЧАМоклана - и интересы подавляющего большинства жителей Екатеринбурга! Это. суда по всем - абсолютно разные, всё чаще и больше - прямо противоположные вещи!