Депутаты Городской думы не смогут просто так снять с должности главу администрации Екатеринбурга Александра Якоба. Прогубернаторский депутат Александр Караваев собирается озвучить идею об отставке сити-менеджера на следующем заседании местного парламента. Но в России процедура импичмента (в отличие от развитых западных демократий) не предусмотрена на муниципальном уровне.
Народные избранники в теории, конечно, могут сослать Якоба с муниципальной службы на работу в какой-нибудь условный МУП «Водоканал», но только по решению суда.
— Юридических оснований для отставки Якоба в той формулировке, которую представил Караваев, нет. Со стороны областных властей (а Караваев — это человек области) это просто пиар. Самого решения депутатов недостаточно, должно быть решение суда.
Глава избирательной комиссии расписал механику: недовольные работой сити-менеджера готовят и вносят в Гордуму проект решения об обращении в суд. Там они должны доказать, что Якоб не справляется с работой, представив документальные доказательства. Например, запустил ЖКХ. Или дороги. Или жилье. В этом случае контракт с главой администрации расторгается.
Вообще запустить отставку может и губернатор, если найдет нарушения условий контракта в государственных делах. Тут речь идет об образовании и медицине. Но опять через судебное решение, без самодержавных замашек. Третий вариант: расторгает контракт сам Якоб, если вдруг устанет.
— Федеральный закон «Об общих принципах муниципального самоуправления» не предусматривает возможности импичмента. Поэтому в основанном на этом документе — «Уставе Екатеринбурга» не прописаны варианты объявления недоверия. Караваев, конечно, может ходить и рассказывать всем: «Мы расторгли контракт». Но ничего от этого не изменится.
Даже сами оппоненты мэрии открыто признают, что заявление Караваева спешно и необоснованно. По крайней мере пока.
— Никто не внесет вопрос об отставке Якоба в повестку. Вы думаете, мы сразу побежим за заявлением Караваева? Мы предлагаем создать рабочую группу, которая должна проверить все изложенные факты и юридические обоснования. Если мы не найдем свидетельств того, что Якоб не соответствует своему креслу, оставим вопрос без внимания. У нас нет задачи блокировать работу Гордумы или снять главу. Заявление Караваева — это принуждение к диалогу.
При этом представители «фракции Куйвашева» видят корень зла не в самом Якобе, а в его заместителях. Косинцев фамилии не озвучил, но угадывается и «Тунгусов», и «Кожемяко», и «Мямин». Логика такая: смещение Якоба — это автоматическое смещение всех его замов.
— Я отношусь к Якобу как к человеку и специалисту неплохо. Считаю, что это адекватный человек. Но вокруг себя он держит команду, которая неадекватна относительно потребностей горожан. Проводимая сегодня политика обслуживает определенные виды бизнесов. По отношению к горожанам она разновекторная.
В Уставе Екатеринбурга также есть термин «досрочное прекращение полномочий». Но вероятность того, что смена власти в Екатеринбурге произойдет по этим основаниям, чуть выше, чем статистическая погрешность. «Смерть, уголовный приговор, смена гражданства, занятие коммерческой деятельностью, признание судом недееспособным», — перечисляет Захаров.
Четыре депутата на профильном комитете на всякий случай сорвали кворум, чтобы не выносить вопрос об отставке Якоба на общее обсуждение во вторник, 13 октября.
— Никто никакого письма нам не показывал. Мы узнали об этом от СМИ. За что голосовать, непонятно. Вот мы и вышли. Знаю, что многим предлагалось внести эту инициативу, но нашлось «слабое звено», над которым висит дамоклов меч. Ему бы с капитальным ремонтом разобраться (36 домов в Екатеринбурге находятся в ужасном состоянии), а не заниматься переносом людей с кресла на кресло.
Во вторник Караваев поднимет руку, чтобы голосовать против Якоба, видимо, один. Но раскачивание системы «коллективного Чернецкого» продолжится. У резиденции есть еще много возможностей — более изящных и подготовленных — взять под контроль «серый дом». Тактика изъятия полномочий и финансовой блокады — в их числе.