Исполнительный директор «Общества защиты интернета», IT-специалист и автор популярного телеграм-канала «ЗаТелеком» Михаил Климарев рассказал 66.RU, что принятые меры никак не повлияли на желание айтишников эмигрировать из России. Он сослался на собственное исследование, в котором поучаствовали больше 400 программистов. Основные причины для отъезда перекрывают все принимаемые правительством меры. В их числе называют то, что IT очень зависит от глобализации и размера рынка; постоянный риск лишиться работы, а также политические, экономические и иные причины.
«Люди едут куда могут. Банально. И в Казахстан, и в Киргизию... Основной поток — Ереван, Тбилиси, Стамбул. В Европу — меньше, она виз не дает. Но в основном [они] хотят в Европу и, скорее всего, поедут, как только окно откроется», — говорит Климарев.
Руководитель практики комплексной цифровизации процессов NAUMEN Никита Кардашин на пресс-конференции заявил, что дефицит работников еще до начала спецоперации составлял около 1 млн человек.
«Нехватка IT-специалистов возникла не вчера и с санкциями не связана. Она существовала много лет и сейчас усугубилась. На фоне цифры в 1 млн человек тысячи уезжающих — не выглядит страшно, но в массе своей эти люди, которые занимались исследованиями и передовыми разработками, то есть высокоспециализированные работники. Быстро заменить их на студентов, естественно, невозможно», — говорит Кардашин.
Отток программистов также связан и с уходом иностранных компаний с российского рынка. Один из последних примеров — приостановка работы крупнейшего производителя микропроцессоров Intel. Уход зарубежных партнеров ведет к повышению оттока профессионалов, но одновременно повышается и спрос на них, потому что компании переходят на отечественное программное обеспечение (ПО), что требует больших временных, финансовых и человеческих ресурсов.
«Переход на любое новое ПО — это сложный и достаточно длительный процесс, который требует привлечения внутренних ресурсов IT-специалистов. Этот процесс требует финансирования, он стоит денег, которые заранее в бюджет никто не закладывал, но эти процессы все известны, и импортозамещение как тематика появилось не вчера», — сказал Кардашин.
Заместить ценные кадры быстро не получится. Над обучением новых специалистов работают как компании, так и университеты, но это продолжительный процесс. Директор Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета Илья Обабков сообщил, что сейчас растет набор студентов, ежегодно на 200–300 учащихся в год. После их хотят интегрировать в компании, где те в формате стажеров получат опыт в IT.
- По подсчетам Российской ассоциации электронной коммуникации (РАЭК), страну уже покинули от 50 до 70 тыс. специалистов IT-отрасли. Объем второй волны эмиграции в апреле, по прогнозам организации, может составить 70–100 тыс. человек.
- На поддержку IT-отрасли в России потратят 21,5 млрд рублей. Средства пойдут на субсидирование льготной процентной ставки по кредитам для профильных компаний (она не должна превышать 3%); увеличение максимального размера грантов, выданных на реализацию проектов в IT-сфере (14 млрд рублей); льготную ипотеку для сотрудников IT-компаний, которую снизят до 5% годовых (1,5 млрд рублей).
- Айтишники получат отсрочку от армии. Таким правом могут воспользоваться сотрудники IT-компаний в возрасте до 27 лет и студенты вузов, обучающиеся на определенных специальностях. Действие закона не распространили на студентов заочной и вечерней форм обучения.
- Останавливать специалистов в стране пытаются и через контекстную рекламу. В сервисах корпорации VK, куда входит соцсеть «ВКонтакте», ввели оптимистичные баннеры, рассказывающие о том, что в России все хорошо, а в западных странах — нет. Новости, которые предлагаются пользователям, показывают все ужасы эмиграции из страны, если вы — из IT.