Международная правозащитная группа «Агора» в 2020 году зафиксировала 275 532 случая вмешательства в свободу интернета в России. Об этом говорится в докладе проекта «Сетевые свободы». Свердловская область оказалась в числе регионов, где ситуация хуже всего — «красную зону» регион не покидал в течение пяти лет.
В целом по стране последний год количество фактов уголовного преследования за активность в Сети увеличилось почти на треть: 289 в 2020 году против 200 в 2019-м. Из них восемь случаев уголовного преследования — в Свердловской области. Больше только в Москве, Башкирии, Татарстане, Кемеровской и Нижегородской областях. Кроме того, Свердловская область — абсолютный лидер по числу кибератак — 14 случаев из 43, на втором месте Москва с 10 случаями.
В докладе также отмечается «особенно тревожная тенденция» почти двукратного роста насилия и угроз в Сети — с 57 до 103. И в половине случаев (48) пострадавшими оказывались представители СМИ, а нападающими чаще всего — силовики и представители охранных предприятий. Абсолютный рекордсмен — Чечня (40 случаев). На втором месте Москва — 17, на третьем — Хабаровский край (5). Свердловская область на четвертом с четырьмя случаями. Столько же в Кемеровской области.
Причем насилие (под ним авторы доклада подразумевают прямые нападения, а также угрозы безопасности, порчи имущества, насильственные задержания) в Свердловской области носит систематический характер — случаи фиксируют пятый год подряд.
Как рассказал 66.RU один из авторов доклада, адвокат Станислав Селезнев, Свердловская область находится на 29-м месте в рейтинге регионов, власти которых пытаются контролировать интернет. Но вызвано это в первую очередь активностью прокуратуры в части блокировки сайтов с запрещенным контентом.
Станислав Селезнев, соавтор доклада:
— Вызывает большую тревогу, что с 2016 года Свердловская область не обходится без насилия в ответ на интернет-публикации. С 2019 года ежегодными стали случаи назначения судами реального лишения свободы по делам, связанным с интернет-активностью. Власти региона применяют весь доступный арсенал контроля интернет-пространства: блокировки сайтов, уголовные дела об экстремизме, дела о неуважении к власти и фейковых новостях. В 2020 году в регионе зафиксированы случаи применения насилия к журналистам и первый в России административный арест за критику власти.
Как отмечают авторы доклада, после относительного спада преследования интернет-пользователей, обусловленного частичной декриминализацией статьи 282 УК РФ, снова фиксируется рост. Причем в 54 случаях из 289 преследование было связано с распространением заведомо ложной информации о коронавирусе. Эксперты «Агоры» указывают на целенаправленное уголовное преследование администраторов пабликов в социальных сетях и телеграм-каналов и ютуб-каналов.
В качестве примера в докладе привели приговор создателю крупнейшего в России АУЕ-паблика (сообщество АУЕ признано экстремистским, деятельность запрещена на территории РФ) из Екатеринбурга Николаю Бабарику и его жене. В группе публиковались демотиваторы и мемы с цитатами про блатную жизнь.