Созданная в 2006 году в Санкт-Петербурге социальная сеть «ВКонтакте» изначально позиционировала себя в качестве соцсети студентов и выпускников российских вузов по аналогии с Facebook. Изначально попасть на сайт можно было только по приглашению. Через полтора месяца после старта была открыта регистрация пользователей.
Первоначальной задачей сайта был максимально быстрый поиск знакомых. Реклама не была в приоритете. «Вопрос срочного извлечения прибыли в ущерб привлекательности ресурса перед нами никогда не стоял. Поэтому даже тогда, когда мы обсуждаем способы вывода сайта на самоокупаемость, мы думаем в первую очередь о пользователях, во вторую — обо всем остальном», — заявлял Дуров. Первая реклама появляется во «ВКонтакте» только в 2008 году. Тогда же запускаются первые приложения и подарки.
В 2008 году детище Дурова стало самым популярным сайтом в Рунете. К настоящему времени зарегистрировано более 500 млн пользователей.
Вначале все публичное общение происходило на собственных страницах, называемых «стенами». Пользователи могли писать на стенах на своей странице и оставлять сообщения на чужих. Через четыре года после старта, в октябре 2010 года, все страницы пользователей перевели в режим микроблога. Люди требовали вернуть «стену», но этого так и не произошло. Однако требование «Дуров, верни стену!» до сих пор актуально.
Для тех, кто забыл. Так выглядела стена до микроблогов |
В 2013 году инвестиционный фонд United Capital Partners выкупил 48% акций «ВКонтакте» у Вячеслава Мирилашвили и Льва Левиева. В конце того же года, по словам Павла Дурова, ФСБ потребовала выдать личные данные организаторов групп Евромайдана. Однако руководство соцсети еще не выдает данные пользователей.
Политика «ВКонтакте» в плане выдачи информации о пользователях изменилась в апреле 2014 года, когда основатель социальной сети Павел Дуров продал свою долю в компании и новые владельцы начали сливать данные об экстремистских публикациях в правоохранительные органы. В настоящее время, по данным Генпрокуратуры, 75% преступлений экстремистской направленности регистрируется в «ВКонтакте».
![]() Фото: архив 66.RU |
---|
По данным BlackScreen.Report на июнь 2019 года |
В 2015 году «ВКонтакте» становится площадкой для торговли. Появляется раздел «Товары», а пользователи получают возможность создавать собственные интернет-магазины внутри сети.
В 2016 году, спустя почти 10 лет, изменился дизайн: разработчики увеличили ширину экрана и шрифты, сайт, по мнению разработчиков, стал проще для восприятия. В том же году были запущены денежные переводы, появилась возможность вести стримы и отправлять голосовые сообщения.
Несколько лет назад пользователи свободно загружали «ВКонтакте» пиратские копии музыки, фильмов, сериалов и книг. Торговое представительство США называло соцсеть одним из крупнейших пиратских сайтов в мире. Начиная с 2016 года, политика «ВКонтакте» изменилась. Компания договорилась с крупнейшими музыкальными издателями об удалении нелегальных треков, а затем запустила платный музыкальный сервис Boom. Следом соцсеть начала удалять нелегальные копии фильмов и сериалов по просьбе продюсеров. В 2017 году было введено ограничение прослушивания музыки в фоновом режиме и внедрена платная месячная подписка. В 2019 году «ВКонтакте» заключила антипиратский меморандум с крупнейшими книжными издательствами и их интернет-магазинами.
«ВКонтакте» все больше переходит из режима «социальная сеть для общения» в социальную сеть для торговли. Летом 2018 года «ВКонтакте» запустила платежную систему VK Pay, интегрированную в социальную сеть. С ее помощью пользователи могут делать покупки и оплачивать услуги на сайте соцсети, а также на сайтах партнеров VK Pay. По оценке директора по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александра Горного, через несколько лет оборот электронной коммерции через сообщества «ВКонтакте» может достичь 100 млрд рублей в год.