Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Цензура или защита. Леонид Волков против Артема Черанева в споре о суверенном интернете

2 октября 2019, 09:52
В Екатеринбурге приступили к испытаниям оборудования, которое позволит контролировать интернет-трафик, блокировать нежелательный контент и Telegram. Два мнения о том, что это значит.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров объявил, что ведомство начало устанавливать на сетях провайдеров оборудование, которое в случае появления угроз позволит изолировать российский сегмент интернета от остального мира. Эксперимент продлится до конца октября. За это время специалисты должны проверить, как оборудование влияет на трафик и все ли сервисы работают успешно.

Первым регионом, в котором появилось оборудование для фильтрации трафика, стала Свердловская область. До конца 2019 года компания «Данные — центр обработки и автоматизации» (ДЦОА) покроет устройствами весь УрФО. В пилотах задействованы все крупнейшие в регионе операторы связи — «большая четверка» («Ростелеком», МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом»), а также «ЭР-Телеком Холдинг» и «Екатеринбург-2000» (бренд «Мотив»). Ни операторы, ни представители Роскомнадзора пока не комментируют эксперимент.

Грозит ли России реальная блокировка интернета и повлияет ли установка оборудования на работу сетей и в итоге на конечного потребителя — на эти вопросы 66.RU ответили генеральный директор интернет-провайдера ИНСИС Артем Черанев и сооснователь организации «Общество защиты интернета» Леонид Волков. Тезисно публикуем их мнения.

Артем Черанев

Цензура или защита. Леонид Волков против Артема Черанева в споре о суверенном интернете
Фото: предоставлено 66.RU автором

Суверенизация Рунета — это определенный элемент национальной безопасности. Закон о суверенном интернете позволит отключить российский сегмент в случае кибератак. И это хорошо.

Ни о каких запретах или блокировке речи не идет. С вероятностью в 95% простого обывателя суверенизация Рунета не затронет. Государство не будет отключать для пользователей нежелательные каналы.

В сознании обывателя существует ошибочная картина, что в российском интернете все зарегулировано. Это не так. Россия с точки зрения интернета самая свободная страна.

Политика суверенизации интернета идет по всему миру. Все государства, в том числе страны Европы и США, прикладывают усилия, чтобы вводить ограничительные меры в своем сегменте интернета. В России идет общемировая тенденция защиты интернета от внешних угроз.

Леонид Волков

Цензура или защита. Леонид Волков против Артема Черанева в споре о суверенном интернете
Фото: с личной страницы Леонида Волкова в Facebook

Однозначно закон о суверенном интернете — очень вредная вещь. За всю историю существования интернета не было зафиксировано ни одной попытки отключения страны снаружи. Это в принципе невозможно. А ведь именно защита от отключения интернета снаружи — формальный повод для принятия законов о суверенизации Рунета.

То, что делает государство, не соответствует декларируемым им целям. Речь идет не про повышение надежности и безопасности, а про возможность блокировки по решению властей.

Какие бы причины для блокировки Рунета ни называли власти, цель у них одна — цензура. А цензура в России запрещена законом.

Мировая практика government shutdown хорошо известна: власти Конго, Зимбабве, Того, Египта, ряда других стран отключают интернет каждый раз, когда начинаются какие-то протесты, чтобы затруднить коммуникацию и связь с внешним миром. Недавно в Конго были протесты после сфальсифицированных президентских выборов. Там отключили интернет, убили около 800 человек. Активисты Конго не могли писать, что их убивают, мировое сообщество не могло реагировать, а после драки уже вроде как кулаками и не машут. Так устроен современный мир: чего не было в интернете, того не было вообще.

Безусловно, именно государство представляет угрозу интернету. Хорошая новость заключается в том, что Россия — не Конго и не Зимбабве. В России гораздо более современная экономика. Если государство начнет отключать интернет, это приведет к очень серьезным последствиям: банки перестанут работать, самолеты перестанут летать. Власти это очень хорошо понимают. Чем развитее экономика, чем технологичнее страна, тем болезненнее government shutdown. Поэтому в России он, скорее всего, невозможен.

Второй момент: если в Того, Зимбабве и Конго есть только один государственный провайдер, то в России их сотни. Они конкурируют между собой, у многих есть собственные каналы связи за границей, поэтому технически отключить интернет довольно сложно. Интернет был так придуман, чтобы быть устойчивым даже в случае ядерной войны. Так вот то, что пытается сделать государство сейчас, — устроить ядерную войну против интернета.

Безусловно, тестирование оборудования должно привести к тому, что проблемы с Telegram в нынешней конфигурации появятся. Но у создателей мессенджера прекрасная команда талантливых российских программистов с прекрасным российским IT-образованием, которые умнее, чем клоуны из Роскомнадзора. К счастью, в этом соревновании снаряда и брони броня обречена на победу, поскольку у Роскомнадзора уходят миллиарды и годы, чтобы построить систему блокировки. А Телеграм в течение недель выстраивает защиту, которая помогает ее обойти.

Вопрос
Кто прав в споре о блокировке Рунета?
  • 19%
  • 81%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию