Убийство произошло 21 декабря 2000 года возле дома № 2 по улице Высоцкого в Екатеринбурге. Утром бизнесмен Алексей Зубакин подъехал на своем Mercedes к дому, чтобы забрать своего компаньона Дмитрия Дейча. Убийца подошел к стоящему возле подъезда Зубакину и практически в упор открыл огонь из двух пистолетов. Большинство пуль попали в цель. Тело друга нашел вышедший из дома Дейч. Через два дня Зубакин скончался в больнице № 27. Тогда по горячим следам никого задержать не удалось, а Дейч проходил по делу в качестве свидетеля.
В марте 2022 года силовики задержали Михаила Клока, Дмитрия Дейча и предполагаемого исполнителя убийства. Отработать этот «заказ» стоимостью $10 тыс., по версии следствия, вызвался водитель Клока Насими Мамедов.
Дмитрий Дейч после смерти компаньона стал единоличным хозяином бизнеса. В 2022 году, после задержания, он признался, что это он заказал Клоку убийство Зубакина. В 2023 году Дейч скончался от болезни, и его уголовное преследование прекратилось.
Михаил Клок в 2022 году заключил сделку со следствием. Он рассказал, что для исполнения заказного убийства привлек своего друга и водителя — Насими Мамедова. Последний, единственный из всей троицы, отказался признавать себя виновным в убийстве, заявляя о своей полной непричастности к этому делу. Более того, в 2023 году суд присяжных признал его невиновность. Однако прокуратура обжаловала приговор и процесс Мамедова стартовал заново.
Фото: предоставлено читателем |
---|
Дейч с Зубакиным были не просто компаньонами, а друзьями. На фото 2000 года они с супругами в Австрии |
Версия убийства, рассказанная Клоком
Клок выступал на екатеринбургском процессе из Москвы по видеосвязи. Он уже больше года находится в столичных больницах после инсульта. Врачи утверждают, что ему нужна операция, так как здоровье пациента находится в опасности.
По этой причине судебный процесс над самим Клоком постоянно переносится. Несмотря на состояние здоровья, в суде над Мамедовым Клок выступил. Он отвечал на вопросы, сидя в кресле-коляске, прерываясь на медицинские манипуляции, которые совершали сопровождавшие его медики.
Клок знаком с Дмитрием Дейчем с 1993 года, они дружили. Каждые выходные собирались на квартире Дейча на ЖБИ: «Карты, девушки, алкоголь». С Мамедовым он был знаком вообще с конца 80-х. «Он пришел к нам в офис рядовым сотрудником. В 2000 году мы с ним были друзьями. Виделись каждый день», — вспоминает Клок.
По его словам, у Дейча с Зубакиным был совместный бизнес и офис на Центральном стадионе. Дейч отвечал за финансовые операции, а Зубакин — за необходимую в 90-е силовую поддержку:
«Он относился к (организованной преступной группировке, — прим. ред.) «синим». Занимался долгами, коллекторы были».
Осенью 2000 года Дейч пригласил Клока на разговор к стадиону. «Он говорил шепотом и даже попросил отключить сотовый», — вспоминает Михаил Клок.
Дейч рассказал, что подслушал разговор Зубакина, из которого следовало, что тот готовит на него покушение. Поэтому Дейч решил действовать на опережение: «Говорил, что время тянуть нельзя, Зубакин хочет все забрать себе и не могу ли я ему помочь. Я сказал, что он обратился не по адресу».
По словам Клока, позже подобные встречи повторились: «В последний раз Дейч чуть ли не на колени встал».
«Я рассказал Мамедову о проблеме Дейча. Просто с ним поделился. Он ответил: «А что, за десятку я исполню (убийство, — прим. ред.). За десятку грина», — после этого разговора, как объясняет Клок, он и решил «помочь» Дейчу.
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU |
---|
Насими Мамедов |
Михаил Клок организовал анонимную встречу заказчика с исполнителем. На Широкореченском кладбище, общаясь через стену колумбария, они договорились убить Алексея Зубакина.
«Я в том договоре не участвовал. Уже позже Дейч отдал мне $14 тыс., которые надо было передать исполнителю. Я отдал деньги Насими. Мне ничего было не нужно. Ведь Насими тогда был моим другом», — на этом месте рассказа Клока Мамедов улыбнулся.
Позже адвокаты обвиняемого обратят внимание на несоответствие суммы вознаграждения (ранее Клок заявлял, что оно составило $10 тыс.) и другие расхождения с более ранними показаниями Клока.
По словам свидетеля, Мамедов несколько раз пытался выследить Зубакина. Но каждый раз неудачно. В итоге сообщники даже решили отказаться от заказа. Клок попытался вернуть деньги Дейчу. Но в ответ тот пообещал выманить Зубакина.
Вечером 20 декабря Дмитрий Дейч позвонил Клоку и сказал кодовую фразу: «Юля заболела и пойдет в больницу к 09:00».
«Это означало, что Зубакин приедет к 09:00 к дому Дейча», — объяснил Клок. Утром на машине сожительницы он привез Мамедова на улицу Новгородцевой и остался ждать: «Мамедова не было минут 20. Он вернулся быстрым шагом, сел в машину и расстегнул куртку. За пазухой было два пистолета. Насими сказал: «Все, я сделал».
Пистолеты сообщники утопили в проруби на Шарташе.
Вечером 21 декабря новости Екатеринбурга наперебой рассказывали, как у собственного автомобиля убийца расстрелял бизнесмена Алексея Зубакина.
«Откупился»
«Ранее я пытался принизить свою роль. А сейчас рассказываю как есть. Хочу, чтобы это все закончилось, чтобы забыть эту историю. Я готов понести наказание в отличие от тех, кто все еще этому сопротивляется», — сказал Клок адвокатам Мамедова, когда те потребовали объяснить, почему раньше он давал другие показания.
По словам Клока, в июле 2013 года он уже рассказывал силовикам все обстоятельства убийства Алексея Зубакина. Тогда Михаила Клока задержали в качестве лидера преступной группировки. Среди множества грабежей и налетов ему вменили и убийство бизнесмена.
— Вы в 13-м году сообщили обстоятельства убийства Зубакина. Почему вас тогда не задержали? — спросил адвокат Мамедова Георгий Краснов.
— Потому что я откупился. Наверное, потому и Мамедова не допрашивали, что он тоже откупился. И Дейча не допрашивали, потому что он тоже откупился.
— Откуда вам известно, что Мамедов каким-то образом откупался….
— Снят вопрос, — не дал договорить Краснову судья.
«То есть меня сейчас можно обвинять во всем...» — начал возражать Насими Мамедов. Но его также перебил судья, попросив приставов тщательнее следить за порядком в зале заседаний.
По данным 66.RU, после задержания в 2022 году Клок рассказал следователям о том, как в 2013 году из его уголовного дела пропал эпизод, посвященный убийству Зубакина. Для этого ему пришлось подарить «Базу на Комсомольской».
Уголовное дело, посвященное силовикам, получившим взятку в 2013 году, выделено в отдельное производство и все еще расследуется.