Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
В марте на улице Таганской в Екатеринбурге вскрыли квартиру, где находились мертвые мужчина и женщина, а также их живые малолетние дети — мальчик двух лет и трехмесячная девочка. Источник 66.RU среди силовиков утверждает, что взрослые погибли от передозировки метадона.
В начале августа на улице Баумана в Екатеринбурге в кустах нашли тело мужчины, погибшего от передозировки. На детской площадке он оставил гулять свою малолетнюю дочь.
Через несколько дней в Каменске-Уральском погибла 16-летняя несовершеннолетняя. Предварительно, причиной ее смерти стало «отравление неизвестным веществом». Однако Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту убийства.
21 августа в Асбесте в квартире обнаружены тела двух супругов, погибших от передозировки наркотиков. По неофициальным данным, они также отравились метадоном.
Это далеко не все случаи.
Свердловский министр здравоохранения Андрей Карлов отказался отвечать на запрос 66.RU о статистике смертности от наркотиков, но рост этого показателя подтверждают данные других ведомств. Согласно информации начальника управления по вопросам охраны здоровья департамента социальной и молодежной политики администрации Екатеринбурга Оксаны Кучкасовой, в 2022 году в городе зарегистрировали 355 случаев смертельных отравлений наркотиками. В 2021-м — 314 случаев.
Сотрудники Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Свердловской области в начале 2023 года заявляли, что рост смертельных отравлений связан с увеличением количества наркотических средств опиатного и опиоидного ряда, а также синтетических психостимуляторов.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Предложение на российском наркорынке формируется во многом глобальной мировой повесткой. Так, в 2020 году пандемия привела к росту наркопотребителей, но усложнила доставку наркотиков и прекурсоров для их изготовления.
Начало СВО и введение антироссийских санкций в 2022-м еще более затруднило работу наркогруппировок. Ликвидация в 2022 году монополиста наркорынка СНГ, маркетплейса «Гидра», поначалу вызвала коллапс выстроенных отношений в мире торговцев веществами и их клиентов.
Но рынок быстро восстановился, а сгинувшего монополиста заменили шесть враждующих между собой наркомаркетплейсов. Они ломают друг другу сайты и ведут агрессивные рекламные кампании в даркнете.
Летом 2023 года одной из самых обсуждаемых тем у посетителей российских наркофорумов стал неожиданный дефицит «солей» — одного из самых популярных наркотиков. Судя по предложениям на маркетплейсах, уже в августе эта позиция пропала со многих площадок, а ценник пополз вверх.
Наркопотребители быстро установили, что дефицит создан искусственно: на протяжении нескольких месяцев один из крупнейших наркошопов скупал оптовые партии «соли» по всей стране. Такой подход к борьбе с конкуренцией на рынке и привел к значительному снижению количества предложений этого наркотика.
По версии собеседника 66.RU, погруженного в наркотематику, солевые наркоманы стали искать замену привычному веществу. А незнание свойств других наркотиков и могло привести к фатальным ошибкам с дозировками, закончившимся смертями потребителей.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Самой очевидной заменой дефицитной «соли» мог стать не менее популярный в России мефедрон. Он уже стал абсолютным лидером рынка.
Однако напомним, что в нескольких случаях смертельных передозировок в Свердловской области эксперты нашли в крови погибших продукты метаболизма метадона. Эффект от употребления этого наркотика отличается от той же «соли». Поэтому подсевший на «соль» наркоман вряд ли будет заменять ее метадоном, считает бывший оперативник свердловского Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Но он тут же поправляет себя примером из служебной практики: «В Екатеринбурге была известная наркоманка, которая любила посещать популярный в то время у торчков клуб «Малахит». С собой она всегда брала два пакета с разными по эффекту наркотиками. Она принимала их поочередно и на таких «качелях» могла тусоваться сутками».
По сравнению с «солью» или мефедроном метадон куда агрессивнее. Незначительная ошибка с дозировкой может привести к смерти. Чаще всего такое происходит, когда потребитель принимает метадон за мефедрон. Такие случаи распространены в среде так называемых шкуроходов — наркоманов, которые ищут чужие «закладки». Отыскав подобный «клад», шкуроход употребляет его содержимое на свой страх и риск, лишь по внешнему виду догадываясь о том, какое вещество нашел.
Следы метадона обнаружены не только у погибших свердловских наркоманов, но и в других российских регионах. Так, в 2023 году СМИ связывали смерти наркоманов с употреблением этого вещества в Новосибирске и Ленинградской области. А екатеринбургские силовики в неофициальных беседах признаются, что случаев смертельных передозировок метадона в 2023 году куда больше, чем о них известно журналистам.
«Учитывая положение России, не удивлюсь, если это окажется спланированной акцией. Распространение метадона под видом другого наркотика в большинстве случаев приведет к тяжким последствиям среди потребителей», — рассуждает свердловский силовик.
Бывший вице-президент фонда «Город без наркотиков» Евгений Маленкин тоже допускает версию о целенаправленной подмене одного наркотика другим, более опасным. Также Маленкин не исключает появление нового вещества или использование в подпольных лабораториях неких прекурсоров, серьезно меняющих свойства ранее известных наркотиков.
С похожей ситуацией Свердловская область столкнулась в 2016 году, когда в регион поступила партия концентрированного героина, известного как «Белый китаец». В 2016–17 гг. показатели смертности среди наркоманов резко подскочили. Не зная о концентрированности вещества, его принимали в стандартной дозировке.
«Все эти проблемы возникают из-за провала работы правоохранительных органов и отсутствия действенных программ профилактики наркозависимости. Сегодня купить наркотики проще, чем булку хлеба. А итоги такого подхода мы только начинаем пожинать», — резюмирует Евгений Маленкин.