23 и 25 февраля 2019 года, в период массовых арестов руководителей отделов полиции УМВД Екатеринбурга, оперативники свердловского УФСБ задержали пятерых сотрудников полиции, связанных с крышеванием наркобизнеса, — их подозревали в превышении должностных полномочий, получении взятки и похищении человека. Среди задержанных были сотрудники отдела полиции № 4 УМВД России по Екатеринбургу Анатолий Диордий и Дмитрий Изибаев.
Против мужчин возбудили уголовные дела, а после осудили. Диордия приговорили к 8 годам колонии строгого режима, а Изибаев летом 2020 года получил 4 года условно — он пошел на сделку со следствием.
В марте 2021 года ФСБ задержала бывшего работника фонда «Город без наркотиков» Виталия Клещева, знакомого Изибаева. На Клещева завели дело по части 5 статьи 228 УК РФ («Сбыт наркотиков»). В ходе следствия мужчина сообщил силовикам, что в 2018 году Изибаев и действующий замначальника отдела полиции № 4 Вадим Алексеев при задержании наркоторговца по фамилии Фисенко вымогали у того более 300 тыс. рублей в обмен на переквалификацию статьи 228 УК РФ (на ее самую мягкую часть — первую). Но деньги, по словам Колосовского, никто полицейским не передавал, хоть задержание Фисенко реально было.
После этого, в марте 2021 года, сотрудники ФСБ задерживают Изибаева и Алексеева. В отношении них возбуждаются уголовные дела — против Изибаева по 286-й статье УК РФ («Превышение должностных полномочий»), против Алексеева — по 290-й статье УК РФ («Получение взятки»). По этому делу пытались привлечь и врио начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков УМВД Екатеринбурга Александра Темникова, но связи между подозреваемыми не нашли.
«В этот раз Изибаев снова пошел на досудебную сделку. Все показания и обвинения строятся только на словах. Он говорит все, что надо следователю, чтобы избежать ответственности и оговорить Алексеева. Теперь у Изибаева начинается суд в Орджоникидзевском районнике по статье 286, по эпизоду с квартирой Фисенко. Там он будет оговаривать Алексеева. Сейчас в рамках уголовного дела его свидетельские показания особой силы не имеют. После того как приговор вступит в законную силу по этому делу, слова Изибаева в суде обретут доказательную базу, так как приговор в суде будет являться этой базой. Это в итоге выльется в преследование замначальника», — рассказывает Сергей Колосовский.
Дело Алексеева, как и многих других ранее задержанных руководителей отделов УМВД Екатеринбурга, все еще не дошло до суда. Прокуратура вернула документы следователям из-за допущенных нарушений. Новые показания Изибаева, данные в ходе суда, следователи могут привязать к уголовному делу Алексеева и, наконец, отправить его на рассмотрение, говорит Колосовский.
По словам адвоката, в материалах уголовного дела содержится информация о заключенном Изибаевым досудебном соглашении. Процесс над Изибаевым проходит в особом порядке, среди документов есть даже есть рекомендательное письмо от Главного следственного управления СК РФ, следователи утверждают, что «он оказал необходимую помощь».
Как сообщил 66.RU начальник пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых, Вадим Алексеев отстранен от исполнения своих служебных обязанностей в качестве заместителя начальника отдела полиции №4 УМВД по Екатеринбург.
«Сейчас он работает обычным инспектором до окончания судебного разбирательства. Служебную проверку проводили оперативники УСБ регионального полицейского главка. Если на суде будет доказана его вина, тогда последуют более кардинальные меры реагирования, связанные с увольнением из системы МВД по отрицательным мотивам и привлечением к уголовной ответственности», — заявил Горелых.
Начиная с 2017 года, УФСБ по Свердловской области проводит беспрецедентную по размаху серию оперативных мероприятий в отношении екатеринбургских полицейских. После первой волны в 2017 году в отставку ушли более 20 сотрудников УЭБиПК Екатеринбурга. С марта 2018 года по март 2019 года были задержаны 14 силовиков.
Сергей Колосовский считает, что отличительная особенность дел в отношении силовиков — тенденция, когда основным и единственным доказательством в процессе становятся показания других фигурантов дела, свидетельствующих друг против друга, чтобы снизить себе срок. Так, например, случилось с бывшим начальником УМВД Екатеринбурга Игорем Трифоновым, приговоренным к 9,5 годам колонии. В его деле пять человек пошли на сделку со следствием и предоставили силовикам необходимые сведения; двое в итоге избежали наказания, хотя Трифонов категорически отрицает свою вину.