После запроса депутата Госдумы от «Единой России» Михаила Романова СК России возбудил дело против сервиса доставки «Яндекс.Еда». Дело завели по трем статьям уголовного кодекса: ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), ч. 3 ст. 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации) и ч. 2 ст. 273 (создание, использование и распространение вредоносных программ). Причина — утечка данных пользователей, произошедшая в марте.
Как уточнил РБК адвокат Саркис Дарбинян, в СК направили заявление о признании пользователей сервиса потерпевшими.
«Я сделал это [обратился в правоохранительные органы, — прим. ред.], потому что был нанесен ущерб нашим гражданам. Есть риск, что данные окажутся у лиц, занимающихся преступностью. Это ненормально, когда крупнейшие сети не могут обеспечить безопасность своих клиентов», — объяснил мотивы обращения к силовикам депутат Романов.
В пресс-службе «Яндекс.Еды» подтвердили эту информацию, но уточнили, что заявление о незаконном доступе к данным пользователей компания подала сразу, как произошел инцидент.
- В марте в даркнет утекли номера телефонов и информация о заказах клиентов «Яндекс.Еды». В компании заявили, что это произошло из-за недобросовестных действий одного из сотрудников. Позже в интернете создали карту с личными данными пользователей сервиса. В середине мая ее дополнили информацией якобы из баз ГИБДД, «Билайна», Wildberries, Delivery Club и других компаний.
- В конце мая в Сети снова разместили данные курьеров «Яндекс.Еды» и Delivery Club. Как утверждает телеграм-канал «Утечки информации», в файле с данными сотрудников сервиса «Яндекс.Еда» было 700 тыс. строк (ФИО, контактные данные и хэшированные пароли) и сервиса Delivery Club — 521,5 тыс. строк (ФИО, контактные данные и адреса электронной почты).
- В конце июля аналогичный инцидент произошел с «Почтой России». Тогда данные 10 миллионов клиентов слили в Сеть.