Материалы уголовного разбирательства по делу группировки хакеров Lurk застряли в Кировском суде Екатеринбурга из-за огромного объема документов, которые обвиняемые до сих пор не могут изучить, а поэтому они не состоянии составить полноценные апелляционные жалобы на приговор. А, согласно существующему законодательству, материалы дела могут быть отправлены в вышестоящую инстанцию только после того, как стороны изучат интересующие их документы.
По словам адвоката лидера группировки Константина Козловского Федора Акчермышева, в общей сложности дело содержит более 3000 томов, а по итогам трехлетнего судебного процесса накопилось более 720 часов (почти 130 ГБ) аудиопротоколов заседаний. «Чтобы только вдумчиво отслушать эти записи, необходимо потратить шесть месяцев. Но нам не дают этого времени», — заявил Акчермышев.
В российском законодательстве прописано, что после оглашения приговора подсудимому даются «разумные сроки» для изучения материалов. Однако в случае с делом Lurk эти сроки уже давно вышли за рамки разумных. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что из 20 обвиняемых, которым в феврале 2022 года огласили приговор, к середине текущего мая 15 уже освободились. При этом приговор в отношении них так и не вступил в законную силу.
Чтобы решить вопрос о «разумных сроках ознакомления с материалами», в Кировский суд Екатеринбурга сегодня доставили пятерых остающихся под стражей обвиняемых: Козловского, Виноградова, Попова и отца с сыном Кобыльских.
Все обвиняемые и их адвокаты настаивали на том, чтобы их не ограничивали в сроках ознакомления с материалами: «беспрецедентное дело требует беспрецедентных сроков».
Судья Лариса Шаньгина требовала, чтобы подсудимые указали, с какими конкретно материалами из дела им необходимо ознакомиться.
«Я буду знакомиться со всеми материалами, потому что я не могу сразу назвать номера необходимых томов. Кстати, флешку с аудиозаписями мне выдали только сегодня», — заявил старший Кобыльский.
«Есть гигантский иск от потерпевших по деньгам, которые неизвестно куда делись. Я хочу не просто знакомиться с материалами, но и считать. Потому что пока у меня ощущение, как будто все банковские потери с 2012 года — все ушли к нам», — объяснил свою позицию подсудимый Игорь Попов.
Константин Козловский потребовал предоставить ему возможность ознакомиться с вещественными доказательствами: «У меня изъят ноутбук, на котором есть доказуха моей невиновности. Если мне откажут в этом, значит, ущемляют мое право на защиту».
Адвокат Акчермышев заявил, что ни один из подсудимых не смог даже начать знакомиться с аудиопротоколами заседаний суда. В СИЗО обвиняемым выдали флешки с файлами, но не предоставили устройств, на которых можно было бы прослушать записи.
В свою очередь гособвинитель Мария Щебрик настояла на ограничении сроков ознакомления с материалами: «В деле участвуют еще потерпевшие. Они смогут получить возмещение вреда, только после вступления приговора в силу. Подсудимые имели беспрецедентную возможность знакомиться с делом на протяжении трех лет, пока шел суд. Считаю, что они целенаправленно затягивают время, злоупотребляя правом на защиту».
Судья Шаньгина своим решением ограничила сроки ознакомления сторон с материалами до 2 июня 2022 года. После чего документы передадут в апелляционную инстанцию Свердловского облсуда.
Кстати, Константин Козловский сегодня не смог заслушать решение суда. Пока судья находилась в совещательной комнате, ему стало плохо, и мужчине вызвали скорую, которая доставила его в больницу с предварительным диагнозом «сотрясение головного мозга». Как объяснил сам Козловский, он получил травмы после потасовки с подельниками в боксе для конвоирования СИЗО-1 Екатеринбурга.
Напомним, что, согласно приговору суда, Константин Козловский признан руководителем группировки хакеров Lurk. 22 члена группировки, большинство из которых екатеринбуржцы, признаны виновными в создании вируса Lurk, который подменял реквизиты получателя в платежных документах бухгалтерий. Дальше похищенные деньги поступали на счета фирм-однодневок под контролем группировки, откуда распределялись по счетам подставных физических лиц по всей России и обналичивались.
Среди пострадавших — банки «Метрополь», «Гарант-Инвест», «Солид Банк», «Таатта», «Ростовская снэковая компания» и «СтройИнвест». Общая сумма похищенного — более миллиарда рублей.
Козловский как лидер группировки приговорен к 14 годам строгого режима. Остальные фигуранты получили наказание от 5 лет и 1 месяца до 13 лет заключения. Приговор в законную силу не вступил.