После задержания Алексея Александрова многие его знакомые и коллеги не поверили в то, что он мог совершить жестокое преступление.
«Мы с ним учились больше 10 лет назад, парень как парень. Не думаю, что он способен на убийство. Просто не верится в это, наверно, следователи раскрыть не могут, вот и вешают на него. Погуглив, я поняла, доказательств у них нет», — заметила в разговоре с 66.RU одна из сокурсниц Алексея.
«Алексей очень спокойный, тихий и приветливый. Увлекался фотографией. Странно, что его подозревают. [Он оказался на Уктусе, потому что там] очень много красивых мест и он как фотограф это оценил», — рассказала сотрудница завода, где подозреваемый работает инженером.
Но тихий и неприметный человек — не всегда безобиден. Вместе с доктором медицинских наук, специалистом центра Михаила Виноградова, судебно-психиатрическим экспертом Михаилом Клюшиным 66.RU составил список признаков, которые могут выдать в человеке потенциального убийцу.
- Чрезмерное желание самоутвердиться. У любого человека в голове сидит желание застолбить за собой определенную нишу — в профессиональном, социально-общественном и личном плане. У обычных людей это выглядит так: образование, совершенствование в профессии и так далее. Но есть те, кто стремится управлять жизнями других людей ради своей значимости.
«Был случай, когда в Керчи врач-рентгенолог, чтобы стать заведующим отделением, отравил своего коллегу. Убийце было важно на какой-то момент почувствовать, что он может это сделать, а может не сделать. Сегодня он решил это сделать, почувствовать себя хозяином ситуации», — пояснил Михаил Клюшин.
- Эгоистичность. Есть негибкие психологически люди, которые плохо переносят критику по отношению к себе и не умеют сочувствовать окружающим. В народе их называют эгоистами.
«Это человек, для которого свои потребности важнее всего. Но в какой-то степени он способен перейти границу. Эгоцентризм может коснуться профессионального выбора — человек пойдет по головам, а завтра это может затронуть и жизни случайных людей», — считает психотерапевт.
- Отсутствие хобби. Это присуще практически всем убийцам — в какой-то момент им становится скучно жить, не хватает сильных эмоций.
«Кого-то это толкает на прыжки с парашютом и другие экстремальные хобби. Возможно, переживая сильную эмоцию, они гасят в себе неумение получать эмоцию иными способами — от смены времен года и голубого неба, от того, что ты здоров и нет войны. Когда у человека ничего этого нет, ему становится скучно. «Ангарский маньяк» Михаил Попков именно так объяснил свой поступок журналисту Эдуарду Петрову, когда тот приехал в колонию, где он отбывает пожизненное наказание», — рассказал эксперт.
Известно, что у подозреваемого в убийстве девушек на Уктусе было хобби — фотография. Но, возможно, в какой-то момент он перестал получать от этого эмоцию того накала, которая была, предположил Михаил Клюшин.
- Стремление объяснить и одобрить чужие преступления. После того как стало известно об убийстве историком Олегом Соколовым своей аспирантки-любовницы в Санкт-Петербурге, в соцсетях появились сообщества, поддерживающие и даже одобряющие его поступок.
«Надо насторожиться, если человек в диалоге или диспуте старается подвести доказательную базу под то, что преступник — сам жертва. И старается найти поддержку у собеседников и группы. По мнению таких людей, в случившемся виноваты либо родители и школа, которые когда-то «недосмотрели», либо врачи-психиатры. Такие люди, как правило, сами являются потенциальными преступниками», — предупредил доктор медицинских наук.
- Отстраненность после сильного стресса. Она может наступить вследствие психологической травмы из-за развода, потери бизнеса, смерти близкого человека, нереализации своего потенциала и проч.
«Здесь надо искать не саму травму, а остроту травмы для данной личности. Часто за маской спокойного человека скрываются внутренние переживания, которые не отработаны эмоцией. Внешне это отстраненность, нежелание делиться своими переживаниями ни с кем, в том числе с близкими. Они пытаются пережить это сами, и это самая опасная вещь. Хорошо, если он пойдет к специалисту, а в худшем случае он попытается избавиться от переживаний вот таким радикальным способом — вплоть до убийства», — считает Михаил Клюшин.
- Патологическое вранье. У всех были случаи, когда они врали, например, родителям, когда получили двойку в школе. Но есть случаи, когда вранье происходит ради вранья и человек никакой выгоды от этого не получает. «У одного моего товарища, который спустя много лет убил человека, было так: мы шли из школы, он рассказывал историю, которой не существовало. И я видел такие объяснения в нескольких психологических источниках. Возможно, таким образом человек подсознательно учится манипулировать будущей жертвой. Порой, чтобы убить, надо войти в доверие, надо сочинить легенду, и так сочинить, чтобы в нее поверила будущая жертва», — пояснил специалист Центра Михаила Виноградова.
- Стремление нарушить правила в мелочах. К примеру, человек допустил ошибку на работе, а потом быстро замел следы. Или сел за руль и нарушил ПДД. Или смухлевал за карточным столом. Во всех случаях он получает сильнейший эмоциональный всплеск. Иногда случается так, что от мелочей люди доходят до жестоких преступлений.
- Неумение сдерживать ярость. На людях человек может быть спокойным, но вспышки ярости дома для них норма. Речь идет о насилии над женой и детьми и домашними животными. «Психологи единогласно говорят: насильственное отношение к животным и их убийство — первый шаг к убийству человека», — констатировал Клюшин.
- Нарочитость. Как правило, она проявляется в период, когда человек совершил убийство, но его еще не вычислили. Такие люди становятся нарочито дружелюбными, стараются прийти на помощь, показать себя лучше, чем они есть. «Если мы говорим о небольших населенных пунктах, где все друг друга знают, порой даже идет нарочитое сочувствие родственникам жертвы. И когда потом расследование приводит к этому человеку, все удивляются. Именно поэтому правоохранители берут в разработку не только тех, кто потенциально мог совершить убийство, но и людей, кто искусственно переводит внимание окружающих на других», — объяснил судебно-психиатрический эксперт.
- Странное поведение в детстве. Это так называемая «Триада Макдональда» — энурез, пиромания, издевательство над животными. Американский психолог Джон Макдональд пришел к выводу, что у более 70% подростков, которые потом стали убийцами, были такие особенности поведения.
«Все мы, как принято говорить, родом из детства. Последующее убийство здесь следует рассматривать как желание отомстить: властной матери, одноклассникам за травлю, обидчикам из двора или сослуживцам. Все последние резонансные убийства так или иначе пересекались с чувством мести. Это желание отомстить ставит на одну доску алкоголика с окраины и интеллектуала из высших слоев общества», — констатировал Михаил Клюшин.