Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Средневековые пытки или заговор заключенных: что на самом деле творится за забором тагильской колонии

пытки в колонии
14 мая 2017, 13:16
Фото: архив 66.ru
Осужденные, отбывавшие наказание в ИК-5, рассказывают о массовых и систематических пытках в исправительном учреждении. По словам заключенных и правозащитников, людей там избивают, насилуют и вымогают деньги. В ГУ ФСИН называют все эти истории клеветой и грозят членам ОНК исками. Публикуем позицию тех и других по трем самым громким случаям, произошедшим в тагильской колонии.

Бывший руководитель тагильского филиала фонда «Город без наркотиков», основатель благотворительного фонда «Живи, малыш» Егор Бычков записал видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину, в котором рассказал о ситуации, которая сложилась в колонии №5 Нижнего Тагила. Бычков попросил главу государства обратить внимание на то, что в ИК-5 пытают людей и вымогают у их родственников деньги.

В своем 18-минутном обращении Егор Бычков рассказал историю заключенного Фаруха Бердиева, которому пришлось вскрыть себе живот, чтобы прекратить многочасовое насилие. По словам руководителя благотворительного фонда, который сам в 2010 г. получил 3,5 года колонии, история Бердиева не единичный случай. Пытки заключенных, по его словам, в колониях Свердловской области — обычное дело, а ГУ ФСИН закрывает на это глаза, выгораживая сотрудников исправительных учреждений.

Егор Бычков, экс-руководитель тагильского филиала фонда «Город без наркотиков»:

— Я бы это назвал самым натуральным фашизмом, который, как выясняется, мы победить не смогли. Концлагеря, к сожалению, не остались в прошлом, а продолжают существовать в 2017 г. у нас на Урале. На сегодняшний день наша стабильность — пытки, насилие, вымогательства. Я надеюсь, что информацию о пытках в колониях Свердловской области заметят в Кремле. Нижний Тагил стал одним из символов победы Владимира Путина на президентских выборах в 2012 г. Уважаемый Владимир Владимирович, в Нижнем Тагиле, который еще называют Путинградом, пытают людей.

Как утверждает Егор Бычков, в ИК-5, заключенный которой публично на камеру рассказал о пытках, прокручиваются огромные деньги, которые с воли вынуждены пересылать родственники. «Речь может идти о миллионах рублей ежемесячно», — заявляет Бычков. По его словам, необходимо, чтобы как можно больше пострадавших заявили о ситуации в ИК-5, чтобы «у ГУ ФСИН не хватило смелости сказать, что все это ложь».

Егор Бычков:

— Пытки в тагильской колонии — это проблема каждого из нас, а не только тех, кто там находится. Каждый из нас может оказаться в исправительной колонии. При нашем молчаливом согласии в ИК №5 творится беспредел. И я считаю, что пришло то время, когда нашими совместными усилиями мы можем этот беспредел остановить.

Хроника событий в ИК-5. Версия заключенных и ОНК

Егор Бычков в своем обращении описал несколько историй пыток и унижений, о которых рассказывали сами заключенные ИК-5.

История №1

Так, в марте 2016 г. заключенный Сергей Гореванов заявил, что сотрудники колонии под пытками требовали от него подписать бумаги о согласии на применение к нему психотропных препаратов, физической силы и спецсредств. Правозащитники из ОНК рассказали, что Гореванова голого закапывали в снег, обливали холодной водой, пинали по телу сапогами и требовали поставить в бумагах подпись.

Сергей Гореванов, осужденный:

— Я понял, что от этих людей я не смогу отвязаться так просто, и решил с собой что-нибудь сделать. Я потихоньку взял пакет с банными принадлежностями, взял ложку. Попросился в туалет. Поломал ложку и воткнул себе в живот.

По словам правозащитников, администрация учреждения не давала членам ОНК встретиться с осужденным, чтобы они не смогли зафиксировать на нем побои и другие телесные повреждения.

История №2

В мае 2017 г. один из осужденных в нижнетагильской ИК-5 вогнал себе иголку под ребра в знак протеста против невыполнения его просьб администрацией (отправить на обследование в больницу). Иголку безуспешно пытался вытащить другой осужденный, без наркоза разрезав живот пострадавшему.

Лариса Захарова, правозащитник:

Средневековые пытки или заговор заключенных: что на самом деле творится за забором тагильской колонии

— По указанию медицинских работников иглу искал другой осужденный: без наркоза и вне операционных условий, разрезав кожу на его теле. Часов через восемь этот осужденный дал свое заключение, что при таких условиях инородный предмет найти невозможно, и зашил то, что разрезал.

По словам Егора Бычкова, также пересказавшего эту историю, заключенного прооперировали таким образом дважды, а потом отправили в больницу екатеринбургской ИК-2, причем потребовав компенсировать затраты на его перевозку.

История №3

10 мая агентство новостей «Между строк» опубликовало видео, записанное заключенным Фарухом Бердиевым, который заявил о пытках в нижнетагильской колонии. Он рассказал, как в течение шести лет подвергался избиениям со стороны сотрудников ИК-5, а в 2017 г. ему пришлось вспороть себе живот, чтобы прекратить многочасовое насилие. После этого Бердиева перевели в колонию №26 Тавды.

По словам Бердиева, самый жестокий случай с ним произошел в ноябре 2016 г. после попытки пожаловаться в ОНК. Его поместили в ШИЗО колонии №5 за отказ переводить деньги на банковские счета заключенных, сотрудничающих с руководством колонии.

Фарух Бердиев, бывший заключенный ИК-5:

— Если со мной что-то случится, прошу обвинять в этом [сотрудников исправительной колонии №5 Нижнего Тагила] Нурмугамедова, Вагнера, Шахматова, Промышленникова, Макарова, Семёнова… Многих фамилий не помню, но могу показать на фотографиях. Хочу сказать, что я не «суицидник», себе я резал живот, чтобы остановить пытки хоть на сколько-нибудь. В случае моей смерти прошу винить вышеназванных людей.

11 мая, как сообщили члены ОНК, Фаруха Бердиева вывезли из ИК-26 в неизвестном направлении. Всех заключенных исправительной колонии, пожелавших пообщаться с общественниками о пытках в ИК-5 Тагила, закрыли в штрафной изолятор.

12 мая с Бердиевым встретилась уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Как пояснила Ura.ru омбудсмен, заключенного вывезли из зоны в целях его же безопасности.

Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области:

— От себя пообещала ему надежную охрану. Он очень переживает: в 26-й колонии ему сиделось неплохо. Я гарантировала ему, хоть у него и стриженая голова — ни одной волосинки с нее не упадет. Он не совсем точен в показаниях, где-то путается, но я не жалею, что с ним встретилась. Я лично проверю всю информацию, которую он сообщил: проведу тщательную проверку начиная с момента предъявления ему обвинительного заключения.

По словам Мерзляковой, Следственный комитет начал свою проверку по показаниям Бердиева о пытках в колонии №5 Нижнего Тагила.

Хроника событий в ИК-5. Версия ГУ ФСИН

История №1

В истории с осужденным Сергеем Горевановым, публично рассказавшим о пытках в ИК-5, представители ГУ ФСИН придерживались одной позиции: заключенный является злостным нарушителем порядка, а наказание он отбывает за тяжкие преступления — по ст. 105 УК РФ «Убийство» и ст. 222 УК РФ «Незаконный оборот оружия». В итоге сотрудники ИК-5 подали в суд на организацию и правозащитников, которые распространяли «видеопризнания».


История №2

В ГУ ФСИН отказались признать правдивой историю, когда один заключенный без наркоза оперировал другого, чтобы достать иглу. Вот как прокомментировал 66.RU ситуацию пресс-секретарь ГУ ФСИН по Свердловской области Александр Левченко.

Александр Левченко, пресс-секретарь ГУ ФСИН по Свердловской области:

Средневековые пытки или заговор заключенных: что на самом деле творится за забором тагильской колонии

— У нас любой осужденный может заявить, хоть что его кошка оперировала. Это бред, конечно. С пострадавшим работают медики. Его жизни ничего не угрожает. Он находится в специализированной больнице. Исправительное учреждение, в котором он содержался, готовится подать иск к осужденному, чтобы взыскать средства, потраченные на его транспортировку.

История №3

Руководитель пресс-службы ГУ ФСИН Александр Левченко пообещал, что по заявлениям о пытках в ИК-5, о которых рассказал заключенный Фарух Бердиев, будет проведена проверка. Но в случае если информация не подтвердится, ведомство будет судиться с Бердиевым и СМИ, опубликовавшими видео.

Александр Левченко:

— Он лжет про «вскрытие живота» — телесных повреждений не наносил. На учете как членовредитель в ИК-5 поэтому не стоял. По видеообращению осужденного Фаруха Б. в отношении якобы неправовых действий со стороны сотрудников исправительной колонии № 5 будет проведена проверка, в том числе правоохранительными органами. В случае подтверждения информации наказание по закону РФ понесут сотрудники УИС. Если же информация в заявлении осужденного, распространяемая рядом правозащитников, не подтвердится после проверки, то сотрудники ИК-5 подадут в суд на осужденного за клевету, а юристы ГУ ФСИН направят исковые заявления в суд на интернет-ресурсы, которые размещали недостоверные и непроверенные сведения и имена сотрудников.

13 мая, как сообщили в пресс-службе ГУ ФСИН, в тагильской колонии №5 прошел день открытых дверей для родственников осужденных. «Это мероприятие уже стало традиционным и готовилось сотрудниками ИК-5 заранее», — отметили в ведомстве.

Александр Левченко:

— Ряд граждан, называющих себя правозащитниками, уже неоднократно делает попытки представить ИК-5 учреждением, где якобы сотрудники используют неправовые методики в воспитательной работе с осужденными. Ни одного реального доказательства за эти годы не было. Более того, три офицера ИК-5 смогли в суде отстоять свою честь. Одна из общественных организаций, упорно называющая себя правозащитной, по решению Свердловского областного суда материально ответит за свою клевету. К слову, попытки оболгать сотрудников УИС не прекращаются.

Пытки в ИК-5, о которых рассказывают заключенные, не единичные случаи. В мае 2017 г. до суда дошли уголовные дела о пытках в екатеринбургской ИК-2, которые следователи возбудили по итогам расследования спецкора 66.RU. На скамье подсудимых — бывшие сотрудники колонии и осужденные, пытавшие и насиловавшие других заключенных.

О выбивании денег и издевательствах рассказывали также заключенные ИК-54 Новой Ляли, ИК-46 в Невьянске. Каждый раз в ГУ ФСИН заявляли, что члены ОНК «вводят в заблуждение общественность посредством размещения провокационной и недостоверной информации в СМИ», зато взаимодействуют с осужденными, систематически нарушающими правила внутреннего распорядка и не выполняющими законные требования сотрудников ИК.

Фото: архив 66.ru

Александра Морозова