Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Свидетель катастрофы Ту-154: «Командир хотел посадить самолет на воду»

27 декабря 2016, 09:33
Следствие рассматривает две основные причины катастрофы: ошибка пилотов и технические неполадки.

В расследовании трагедии самолета Ту-154Б-2, потерпевшего крушение на Черном море, появился свидетель. Сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ находился в момент аварии на катере в акватории Сочи и наблюдал падение лайнера, пишет «Коммерсант».

По словам пограничника, самолет, вместо того чтобы набрать высоту, начал быстро снижаться к поверхности моря, будто собирался сесть на воду. При этом положение воздушного судна показалось мужчине странным: якобы Ту-154Б-2 шел на небольшой скорости с неестественно задранным вверх носом (очевидец даже сравнил его с мотоциклом, поставленным на заднее колесо), после чего задел поверхность воды хвостом, который отвалился при ударе, рухнул в волны и быстро затонул. Источники ТАСС также сообщают, что разрушения хвостовой части свидетельствуют о том, что командир хотел посадить лайнер на воду.

Эксперты «Коммерсанта» отмечают, что к этому могло привести несколько факторов, связанных с действиями экипажа. Самолет отрывался от полосы на штатной скорости (345 км/ч, как сообщила ФСБ) и начал подниматься, однако через несколько секунд лайнер потерял скорость и, соответственно, высоту. Это могло произойти из-за ошибки пилотов, которые пытались слишком энергично поднять машину вверх. Таким образом, лайнер был выведен на закритические углы атаки, что привело к потере скорости и подъемной силы на крыльях и снижению Ту-154 к поверхности моря.

Другая рабочая версия — технические неполадки. Например, перегруженность самолета, нарушение центровки лайнера его грузом, неправильная работа закрылков или стабилизатора машины, а также внезапное падение тяги двигателей.

Эти версии косвенно подтвердили в официальном сообщени ЦОС ФСБ, назвавшем в числе возможных причин катастрофы «ошибку пилотирования и техническую неисправность самолета». При этом признаков, указывающих на теракт, служба не нашла.

Спасатели уже полностью обследовали водную поверхность в районе поисков самолета. Водолазы обнаружили обломки воздушного судна, часть из них подняли на поверхность. В том числе на берег доставили часть фюзеляжа с иллюминаторами размером 3,5 на 4,5 метра, отметили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ. По данным «Известий», со дна достали 154 фрагмента лайнера, половину из них доставили в Москву для экспертизы.

Кроме того, по последним данным, в ходе операции найдены тела 13 жертв катастрофы, командира экипажа Романа Волкова и помощника начальника департамента культуры Минобороны РФ Оксану Бадрутдинову уже опознали. Следствие полагает, что это те пассажиры и члены экипажа, которые в момент взлета либо не были пристегнуты ремнями безопасности, либо невольно оказались в местах разлома фюзеляжа.

По данным источника «Коммерсанта», на найденных обломках самолета и телах следов взрывчатки нет.

Пресс-служба мэра и правительства Москвы уже сообщила, что семьям погибших выплатят по 1 млн руб.

Отметим, для поиска бортовых самописцев Минобороны привлекло уникальные буксиры «Краб» и «Афалина», которые ранее принадлежали Главному управлению глубоководных исследований. Суда оснащены специальными эхолотами и подводными беспилотниками, они создают 3D-картину дна с точностью до нескольких сантиметров.

Напомним, трагедия произошла в воскресенье. Самолет Минобороны вылетел из аэропорта Адлер в 5:20 мск в Сирию, а уже через семь минут исчез с радаров при выполнении маневра над российской акваторией Черного моря. По некоторым данным, воздушное судно успело подняться на высоту 200 метров и проделать путь всего в 4 км, а затем рухнуло в море. На борту находились 92 человека, все они погибли.

В списке погибших значатся военнослужащие Вооруженных сил РФ, музыканты ансамбля имени Александрова, летевшие поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС России на авиабазе Хмеймим, девять журналистов — Первого канала (корреспондент, звукорежиссер и оператор), «Звезды» и НТВ, а также глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, более известная как доктор Лиза.

Фото: Дмитрий Коротаев, «Коммерсантъ»