Дефицит инженерных и рабочих кадров в стране — порядка 600 000 человек, по оценкам рекрутинговых агентств. По их же оценке, число вакансий втрое больше, чем резюме соискателей. Зарплаты при этом растут опережающими темпами: в среднем за год — +20%. Точных цифр собеседники на «Хайтеке» избегают (коммерческая тайна), но при этом добавляют: «средний специалист зарабатывает 100 и больше тысяч рублей».
На такие деньги могут смело рассчитывать, например, люди специализации:
|
---|
Они везде — от автопрома до ракетно-космической отрасли. В их ведении — широкий спектр технологических операций от разметки и заготовки до сверления и подгонки деталей. На конкурсе специалистов по слесарной работе с металлом оценивают по 209 (!) аспектам, счет в которых порой идет на миллиметры. Например, при резке металла необходимо попасть в допуск «0,5 мм», а при сверлении отверстий — «0,2 мм».
— На предприятиях в стране этот профиль очень востребованный: электроника, машиностроение — везде не хватает людей, которые делают что-то руками. Не все возможно доверить станкам. Без «человеческого фактора» по-прежнему не обойтись. Допустим, в Роскосмосе при сборке космических кораблей многие металлические детали внутреннего пространства изготавливаются вручную и поштучно. Плюс общая сборка внутри: работают руки, глаза…
На соседнем стенде — не менее ювелирная и в чем-то даже более масштабная работа. Там происходит:
|
---|
Независимо от отрасли, под прототипированием в промышленности понимается создание предварительных моделей или образцов изделий, которое позволяет оценить их свойства, внешний вид, функциональность и эргономику до начала серийного производства.
В данном случае молодым инженерам всего за три дня предстоит в одиночку создать прототип фрезеровальной установки. Для этого надо быть человеком-оркестром со знаниями во всем — от CAD-систем и 3D-моделирования до ЧПУ-обработки и электрических схем.
— Участникам дается чертеж, по которому создается 3D-модель прототипа. Дальше компьютерная модель должна превратиться в физическую: изготавливаются детали с применением различных технологий, в конструкцию согласно документации вносятся изменения. Следом — постобработка, покраска прототипа. И проверка функциональности: все должно работать, как задумано.
В данном случае — фрезеровать, то есть обрабатывать заготовки с помощью фрезы.
— За три дня соревнований мы должны разработать, спроектировать и изготовить прототип ручного фрезерного станка. В первый день по чертежам сделали 3D-модели, сразу внесли необходимые доработки, чтобы «подружить» детали между собой; затем приступили к изготовлению деталей — их мы отливаем из силикона, из пластика. В конце — собираем. Делать это каждый год сложно: даже если хорошо подготовился к конкурсу, всегда найдется какой-то момент, какой-то элемент, который станет неожиданностью.
На следующем стенде задача еще масштабнее. Точнее — просто космос:
|
---|
Задача «проще» некуда: за время соревнований просто собрать действующий космический аппарат — искусственный спутник Земли под разные целевые задачи. И он должен функционировать, пусть и без запуска непосредственно в космос. В ход идут знания по основам баллистики и динамики космического полета, которые лягут в основу функционального макета.
Работа предполагается командная, но от каждого участника при этом требуют быть широким специалистом в узких профилях.
— К специалисту в этой сфере, конечно, применяются повышенные требования. Инженер космических систем, помимо базовых инженерных компетенций, должен знать специфический программный код, прочностные характеристики элементов конструкции, летные материалы, которые принимаются для использования в космосе. Также он должен быть в курсе специфики радиосвязи, принятой в космической отрасли.
По соседству соревнуются профессионалы в области радиоэлектроники (что ожидаемо) и эксперты такой сферы, как…
|
---|
Что, конечно, куда более неожиданно, хотя при ближайшем рассмотрении ничего странного в этом нет: инженер может создать сколь угодно передовой продукт, но кому и как дальше его продавать — это уже не его компетенция. Отдельный вес маркетологи получают в тех ситуациях, когда какую-то космическую технологию надо буквально «приземлить».
— В космической отрасли производят и вполне земную продукцию. Чтобы россияне понимали, для чего, например, выпускаются высокотехнологичные продукты, включаются инструменты маркетинга, которые все объяснят и предметно покажут. Например, сейчас в гражданскую сферу из космоса массово переходят технологии беспилотного управления. Наработки космической отрасли можно увидеть, в частности, на беспилотной сельхозтехнике, машинах для работы в карьерах.
Даже если маркетинг звучит мудрено, отчаиваться не нужно: время выучиться и ворваться на завод еще есть. По оценке заместителя генерального директора НПО автоматики по кадровой и социальной политике Максима Макеева, сегодняшними темпами дефицит инженерных кадров в стране будет восполняться где-то до 2040 года.