Глобальный сбой парализовал работу крупнейших соцсетей и онлайн-сервисов на семь часов. Сначала пользователи сообщили о проблемах в работе социальных сетей Facebook, Instagram и мессенджера WhatsApp. Позже жалобы стали поступать на работу других сервисов. Проблемы возникли у Twitter, Telegram, TikTok, Snapchat, Facebook Messenger, «ВКонтакте» и сервисов компаний Google и Amazon.
Автобус, в который ты не влез
Руководитель управления разработки «Контура» Алексей Кирпичников рассказал, что сбой мог произойти из-за ошибки инженеров Facebook, которая и повлекла дальнейшие нарушения в работе десятка соцсетей, мессенджеров и платформ.
«Сотни миллионов пользователей Facebook, Instagram и WhatsApp пошли в другие сервисы, и там под нагрузкой уже все стало тормозить. Грубо говоря, у всех аналогичных сервисов аудитория выросла резко и значительно», — говорит он.
Если просто:
«В одно и то же место ты можешь доехать на трамвае, а можешь на автобусе. Но трамваи не ходят, потому что отключили электричество. Из-за этого автобусы переполнились, и ты уже не влез. При этом нельзя сказать, что трамваи с автобусами связаны или автобусы как-то зависят от электричества. Просто сломалась альтернатива. Так же и в Сети. Ты хотел написать в WhatsApp кому-то, а он не работает. Ты пишешь в Telegram (и все пишут в Telegram) — мессенджер тормозит, потому что слишком много сообщений», — поясняет Кирпичников.
Телефонистка, которая встала и вышла
Истинных причин произошедшего пока не знает никто, считает руководитель управления разработки «Контура».
«Скорее всего, это была ошибка программиста. Там могли что-то перенастраивать, налаживать и проводить какие-то работы. Эта система довольно хрупкая, и если ее неправильно настроить, то можно разом отключить все. Известно, что речь идет о системах DNS и маршрутизации. В них и произошел сбой», — говорит Кирпичников.
Если просто:
DNS — это то, что позволяет сопоставить текстовый адрес сайта, который мы вбиваем в строку браузера, например «facebook.com», с цифровым IP-адресом сайта, по которому его ищет система в интернете. Как в телефонной книге по имени человека можно найти номер телефона.
Каждая компания должна в интернете разместить информацию о том, какая буквенная комбинация соответствует их цифровому коду. Пользователи не могли соединиться с Facebook, потому что их компьютеры не могли установить соответствие между именем сайта и IP-адресом из-за сбоя в системе маршрутизации.
«Систему маршрутизации можно представить в виде станции, где сидели телефонистки, принимая звонки и соединяя абонентов вручную. Они снимали трубку, узнавали, куда человек хочет дозвониться, и понимали, какой провод в какое отверстие нужно подключить, чтобы наладить связь. Телефонистка знает условные «маршруты». Также, только полностью автоматизированно, работает и система маршрутизации в интернете. И вот то, что произошло накануне, похоже на то, что телефонистка просто встала и вышла. И пропала информация о том, куда воткнуть провод», — говорит Алексей Кирпичников.
Версия о хакерах
Сразу же после сбоя в Сети заговорили о возможном взломе социальной сети (в это же время появилась информация об утекших данных полутора миллиардов пользователей сервиса). Однако Кирпичников считает успешную атаку хакеров на Facebook маловероятной.
«Вряд ли они успели за время аварии все выкачать, подготовить и выложить на продажу. Хотя бы потому, что во время сбоя даже пропуски в офисе у сотрудников Facebook не работали. Так что скачать что-то было точно нельзя. Я думаю, кто-то давно держал эти данные при себе и искал повод себя как хакера прорекламировать. И тут подвернулся удобный случай. Это такой PR в IT», — подытожил он.