Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Неудачному стартапу Чубайса — 10 лет. Почему школы России так и не перешли на электронные наноучебники

18 августа 2021, 18:00
Неудачному стартапу Чубайса — 10 лет. Почему школы России так и не перешли на электронные наноучебники
Фото: архив, 66.RU
18 августа 2011 года глава «Роснано» Анатолий Чубайс показал Владимиру Путину электронный учебник, который должен был заменить печатную учебную литературу в школах. Не только России, но и всего мира. В амбициозный проект нужно было вложить 700 миллионов долларов, из которых 300 пошли бы на строительство завода. С тех пор в России не появилось ни электронных учебников, ни самого предприятия, а дети так и продолжают учиться по старинке.

Презентованный Владимиру Путину новый электронный школьный учебник по характеристикам очень напоминал уже существовавшие тогда электронные книги.

Глава «Роснано» рассказал президенту, что в один гаджет можно поместить всю школьную программу, он из пластика, может гнуться, а главное — не разобьется при падении.

По задумке, новая разработка должна была не только облегчить портфели учеников, но и сэкономить деньги их родителей. Им бы не пришлось покупать каждый год печатные учебники, достаточно было один раз потратить 12 тыс. рублей на нанокнигу.

Выпускать учебник «Роснано» планировала вместе с британской компанией Plastic Logic, которая уже производила такую продукцию. В перспективе электронные учебники должны были получить 14 млн детей в стране. Затем Чубайс рассчитывал выйти на зарубежные рынки.

В разработку «Роснано» инвестировала 700 миллионов долларов, триста из которых должны были уйти на строительство завода в Зеленограде. Но сначала потенциальные партнеры (корпорация и Plastic Logic) перенесли старт стройки на неопределенный срок, а потом и вовсе все заглохло.

Позже эксперты назвали несколько причин, которые обеспечили заведомый провал проекта:

  • Разработка не была российской и уникальной. Речь шла только о том, чтобы купить готовую технологию и наладить производство в России. То есть на мировом рынке — существовали аналоги таких учебников. Более того, в России по ним уже учились некоторые школы (в Санкт-Петербурге и Татарстане).
  • Электронная книга не была прорывом для своего времени и не имела конкурентных преимуществ, поэтому проект не вызвал интереса ни у российских, ни у зарубежных инвесторов.
  • Возникли проблемы с наполнением электронного учебника. Российская система образования не имела в достаточном количестве адаптированных под его формат школьных программ.

Тем не менее пробная партия была произведена и некоторые школы даже тестировали девайс. А семью годами позже к эксперименту присоединился и Екатеринбург. Только школьники тестировали гаджет, разработанный уже «Ростехом».

Планшет «Ростеха», который был больше похож на полноценную книгу, стоил уже 30 тыс. рублей. Гаджет позволял школьнику не только читать учебники, но и выполнять задания, а также проверять их на правильность. Кроме того, электронный учебник давал возможность пользоваться социальными сетями.

Неудачному стартапу Чубайса — 10 лет. Почему школы России так и не перешли на электронные наноучебники
Фото: архив 66.RU

Тестовые учебники получили школьники в 350 классах Екатеринбурга и Нижнего Тагила. На эксперимент по внедрению гаджетов «Ростех» потратил 450 миллионов рублей.

В течение учебного года дети проверили на прочность почти пять тысяч таких устройств. В начальной школе — на уроках русского языка и литературного чтения, в восьмых классах тест-драйв устраивали на уроках химии и биологии.

Однако после эксперимента дети все равно остановили свой выбор на печатных учебниках — за них проголосовала большая часть участников программы.

Также эксперимент выявил несколько слабых мест нового учебника:

  • устаревшее программное обеспечение, медленная работа устройства, нехватка памяти, зависание и необходимость постоянного подключения к питанию. Для бесперебойной работы устройства требовалось как минимум 30 электрических розеток на класс;
  • долгая зарядка аккумулятора устройства и быстрая его разрядка;
  • плохая совместимость с другим оборудованием;
  • мелкий и неудобный шрифт.

В итоге все электронные учебники после шести месяцев использования отправили обратно в «Ростех». И пока нового эксперимента или новых гаджетов для школьников не анонсировалось.