Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Что будет с системой образования России. Пять вопросов о реформировании Минобра

16 мая 2018, 14:29
Что будет с системой образования России. Пять вопросов о реформировании Минобра
Фото: архив 66.RU
Кому будут подчиняться школы и колледжи при вузах, чего ждать региональным министерствам и школьникам, которым предстоит сдавать ЕГЭ уже в следующем году, – читайте в материале 66.RU.

Владимир Путин подписал указ о структуре нового правительства. Согласно документу, Минобрнауки разделят на два ведомства: министерство просвещения (существовало в СССР до 1988 года) и министерство науки и высшего образования. Министерство просвещения будет курировать школы и средние специальные учебные заведения, министерство науки и высшего образования будет отвечать за университеты и научные учреждения, а также заниматься развитием науки в стране.

Ожидается, что разделение поможет повысить эффективность ведомства (что особенно важно на фоне заявленной Путиным задачи поднять научный потенциал страны). Результат во многом будет зависеть от того, кто именно возглавит новые ведомства. По словам источников РБК, науку, скорее всего, будет курировать выходец из «Росатома» Григорий Трубников. При этом Ольга Васильева, по всей видимости, останется министром образования (еще один претендент на эту должность — руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева).

Сама необходимость в разделении назрела давно: практика показала, что две разные отрасли не очень хорошо сочетаются в одном министерстве. Одно дело заниматься наукой и совсем другое — решать проблемы средней школы, детских садов и яслей. Большинство опрошенных СМИ экспертов считает, что разделение пошло «верным путем» и ждет от него положительных результатов.

Тем не менее уже сейчас есть несколько вопросов.

Что будет с системой образования России. Пять вопросов о реформировании Минобра
Фото: архив 66.RU

Так, например, при нынешней системе непонятно, кому будут подчиняться школы и колледжи при университетах. Скорее всего, это станет вопросом для обсуждения между новыми главами двух ведомств. Еще один спорный вопрос — о подчинении вузов, считает проректор РАНХиГС Андрей Марголин. «С одной стороны, вузы — это часть высшего образования, с другой, поступление в аспирантуру — это первые шаги в науке», — приводит цитату Марголина Газета.RU.

Согласно документу, новый министр получит в управление и вузы, и прикладную науку, и академию (Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО), которое курировало Академию наук, Медведев также предложил включить в структуру министерства науки и высшего образования). Последнее вызывает наибольшие опасения среди ученых, которые задают вопрос о будущем академической науки и ставят под сомнение сам факт ее существования в России.

Доктор философских наук, член-корреспондент Российской академии наук Игорь Смирнов считает, что изменения еще раз наглядно показали, что наука приобрела в России новый статус — подведомственный.

Игорь Смирнов, доктор философских наук, член-корреспондент РАО:

— Российская академия образования безропотно, без попытки публичной дискуссии, «сдала» свои научные институты министерству. Все это означает, что наука обрела новый статус — подведомственный. Академической науки в России теперь не существует. Как можно выйти из сложившейся ситуации — вопрос, требующий широкой публичной дискуссии. Но сегодня ясно одно: Минобрнауки не справилось с научной реформой.

Что будет с системой образования России. Пять вопросов о реформировании Минобра
Фото: архив 66.RU

Станет ли в стране больше чиновников — еще один вопрос, который неизбежно возникает при увеличении количества министерств. Скорее всего, избежать раздувания аппарата не удастся, и это один из минусов нововведения. Увеличение армии чиновников может привести не только к усилению бюрократии, но и к дополнительным тратам. Такое мнение высказали сразу несколько преподавателей, опрошенных «Учительской газетой».

Алла Т., учитель физики, Нижний Новгород:

— Наукой должны заниматься не чиновники, а ученые. Роль министерства и до революции, и какое-то время после выполняла Академия наук, совершенно независимая от вмешательства чиновников и идеологов, самоорганизующаяся структура. Нужно к этому вернуться. Ученым просто не нужно мешать.

Еще один вопрос, который пока остается открытым, что будет с региональными министерствами. Предполагается, что создание министерства науки и высшего образования на уровне Федерации неизбежно повлечет за собой реорганизацию региональных министерств. Как это будет происходить на деле, пока не известно. Более того — далеко не все согласны с тем, что это необходимо.

Наталья Иванченко, учитель математики (Новгородская область):

— Сейчас у нас, например, одно Министерство образования Новгородской области. Оно исполняет государственные полномочия в сфере образования, науки, организации отдыха и оздоровления детей, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Как видите, спектр задач широк, но региональное министерство вполне с ними справляется.

Что будет с системой образования России. Пять вопросов о реформировании Минобра
Фото: архив 66.RU

Будет ли новое ведомство — министерство просвещения — заниматься совершенствованием ЕГЭ, причем не только в организационном, но и в содержательном плане, — еще один вопрос, на который пока нет ответа. Но на то, что это произойдет, надеются многие. Эксперты сходятся во мнении, что единый государственный экзамен в том виде, в каком он сейчас, нуждается в переработке. Возможно, у нового министерства, наконец, появится на это время.

Владимир Филиппов, глава Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России:

— В таком крупном едином министерстве (Минобрнауки) школьное образование немного терялось, потому что там большую роль играли академики, ректоры вузов, и директора школ на каком-то третьем плане были.

Сейчас, по мнению Филиппова, все может измениться. И эти изменения должны быть в положительную сторону.