Двухэкранный планшет, разработанный специалистами корпорации «Ростех», получили ученики ряда школ Екатеринбурга и Свердловской области. Наш регион стал пилотным для обкатки системы электронного образования, которую со временем планируется внедрить во всех уголках России. Экспериментальный этап оплачивает сама госкорпорация: к текущему моменту на внедрение новой системы уже потратили 300 млн руб., в планах — вложить еще 150 млн руб.
После теста электронного устройства, который корреспонденты 66.RU проводили под бдительным надзором специалистов Национального центра электронного образования (структуры «Ростеха», которая реализует проект по созданию электронной образовательной среды), в соцсетях начали активно обсуждать новый девайс. Положительных отзывов он не вызвал.
Специалисты, ориентирующиеся в IT-новинках, сразу определили возраст гаджета. «Это же 2010 год — погуглите по dual display pad», — написал Павел Казанцев, program Director в CIS Events Group, в одном из обсуждений, посвященном планшету. Следом полетели ссылки на статью в «Википедии», рассказывающую об очень похожем девайсе.
![]() Фото: скриншот страницы для 66.ru |
---|
Релиз enTourage eDGe, разработанного американской компанией Pleiades Publishing, Ltd, в «Википедии» датирован июлем 2012 г. Так же, как ростехновский гаджет, этот девайс имеет два экрана — цветной трансфлективный TFT и монохромный E-Ink, два USB-порта, слоты под микрофон и наушники, 512 мегабайт оперативки, работает на Android. Сегодня купить американский планшет не так легко — слишком давно был выпущен. Поиском находится в основном вариант с доставкой из Германии: приблизительная цена гаджета €37,89 (около 2601,91 руб.), доставки — от €30 (примерно 2060 руб.). |
Специалисты «Ростеха» не стали отрицать, что устройство, поставленное в свердловские школы, и американская разработка 2012 г. имеют родственные связи.
Из сообщения «Ростеха»:
— В основе нашего планшета действительно лежит формфактор, права на использование которого были выкуплены у американского стартапа на рубеже 2010 г. Однако ключевые разработки и доработки устройства в дальнейшем были проведены российскими разработчиками и защищены как объекты интеллектуальной собственности в соответствии с российским законодательством.
![]() Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Как заявили в «Ростехе», софт планшета на 100% является собственной разработкой корпорации, хард более чем на 60% отличается от американского варианта. |
Однако по мнению ИТ-специалистов, даже такое «смешное» объяснение «Ростех» не оправдывает.
66.RU поговорил с одним из разработчиков программного обеспечения, который (правда, на условиях анонимности) рассказал, что плохого в ростеховском гаджете и как можно было бы выстроить систему электронного образования.
— Самая главная проблема — этот девайс чудовищно устарел. Это в равной степени относится и к внешнему виду, и к внутренностям.
С точки зрения внешности: хорошо было бы просто понять, что два экрана — это просто неудобно. Потому и американский девайс не пользовался популярностью на рынке — люди не будут покупать то, что им не нужно.
Да, я понимаю, что «Ростех» выполнял техзадание, которое в первую очередь учитывает требования российских СанПиН. Согласно им, школьники с 7 до 14 лет могут без вреда для здоровья работать с цветным TFT-экраном не более 15 минут в день. Именно этим требованием, по словам «Ростеха», и обусловлены два экрана устройства — мол, основная работа идет на черно-белом мониторе ридера, выполненном по принципу электронных чернил, и совсем немного школьники будут работать с цветным монитором.
Но эти СанПиН писали замшелые деды во время «миллиметровых зерен» матрицы! Это все равно что установить максимальную скорость для современных автомобилей на нынешних дорогах в 15 км/ч — как в каком-нибудь 1910-м! СанПиН написаны в 2003 г., понятно, что за это время все изменилось. Сейчас качество показа на нормальной матрице выше, чем в дорогой полиграфии. То есть экран для глаз реально безопаснее, чем бумажные учебники на туалетной бумаге.
Я, например, не способен на экране телефона или планшета различить отдельные точки. Физически не способен! И на экране планшета — тоже не могу. Да, это хороший планшет, тысяч за 30. Но он по крайней мере не будет включаться три минуты, как это чудо от «Ростеха»! Вот если бы работники «Ростеха» изменили эти идиотские СанПиН — им цены бы не было!
Следующий пункт — вес. Американская разработка тянула на 1,5 кг, российская весит, по словам представителей корпорации, на 250 граммов меньше. Это, конечно, заявка на победу: за семь лет уменьшить вес на 250 граммов!
Конечно, он не скользит и «ударопрочный». Но вы попробуйте кинуть его в раскрытом виде — гарантирую, ни о какой ударопрочности в этом случае и речи не будет. Школьникам же нужно устройство с низким весом, а большинство защитных функций можно обеспечить элементарным буфером.
С точки зрения создания архитектуры, IT-решения — не надо изобретать велосипед. Хотят они сделать систему, которую можно запилить на любой смартфон, — пусть напишут свою оболочку под Android. Это делают тысячи компаний по всему миру за не самые большие деньги. У нас, в Екатеринбурге, программеры делают свой софт, скажем, для ТВ-приставок под Android. Он, в общем-то, универсальный. И этот софт, мне почему-то так кажется, ничуть не хуже того, что сделал «Ростех».
Мне — как родителю и как IT-специалисту — для создания электронной системы образования идеальным кажется обычный 8-дюймовый планшет, при этом даже не важен его производитель — лишь бы был нормальный монитор. Планшет с экраном 2048x1536 (QXGA) стоит сейчас около 20 тыс. руб., качество изображения на нем полиграфическое, при этом весит он 300 граммов вместе с буфером. Возможно, для начальной школы лучше 10 дюймов, но это уже частности.
Учебные пособия? Тут тоже ничего сложного: сейчас продают учебники-книги, продавайте программы. Софт в данном случае — обычные приложения, которые можно закачать из Store. В начале года учитель просто говорит: «Дети, поставьте себе папку «1-2-3» — по ней мы будем заниматься ближайшие три года».
Работать всем вместе — для этого тоже нет сейчас ограничений: это можно делать в самом обычном гугл-доке. К тому же в России уже есть немало мощных платформ для образования — это опять же к вопросу изобретения велосипеда. У меня ребенок удаленно занимается с репетиторами на одном из сайтов: там специальные рабочие столы, скажем, для геометрии, физики. И, кстати, качество образования там намного лучше, чем в школе.
Зачем для школ отдельные от Ростеха???
Бред, человек пишет того чего не знает. Нагрузку на глаза дают больше не точки а мерцание и смена изображения.
"Я, например, не способен на экране телефона или планшета различить отдельные точки. Физически не способен! " - твоя проблема, научись смотреть.