Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Оборонный завод занялся ширпотребом: НПО автоматики будет выпускать беспилотные комбайны и БелАЗы на газу

27 июля 2017, 14:59
В Научно-производственном объединении автоматики разработали план перехода на новую экономику. Предприятие пересматривает приоритеты и смещает акценты со стабильного, но ограниченного гособоронзаказа к свободному рынку, где на размер прибыли влияет множество непредсказуемых переменных.

НПО автоматики пытается вскарабкаться на стремительно уезжающий поезд четвертой промышленной революции. Сбербанк — это уже не только организация, где выдают кредиты и принимают вклады. Это, по сути, IT-компания. В этой же логике екатеринбургскому заводу становится тесно в границах «щита страны». В прошлом году Владимир Путин поставил задачу: к 2030 году производить на предприятиях оборонно-промышленного комплекса 50% товаров мирного назначения — и НПОА энергично взялось за поиски новых рынков.

Сразу после скандала со срывом запуска ракеты «Союз-2.1а» с космодрома Восточный из-за ошибки при переводе бумажных чертежей в цифровой формат на НПО сменили управленцев. Вместо опытного и уважаемого Леонида Шалимова место в кабинете директора занял Андрей Мисюра — бывший подчиненный Шалимова и министр промышленности.

Новая метла метет по-новому — и Андрей Мисюра сразу обозначил ключевые направления развития: нефтегазовый комплекс, рельсовый транспорт (городской и железнодорожный), укрепление связей с крупнейшими госкорпорациями страны, такими как судостроительная и авиастроительная. Спустя год из списка вычеркнули как минимум трамвай, а о связях екатеринбургского завода с верфями в публичном пространстве никто не слыхал.

Оборонный завод занялся ширпотребом: НПО автоматики будет выпускать беспилотные комбайны и БелАЗы на газу
Фото: личная страница Евгения Шароварина в социальной сети Facebook

После прихода на предприятие Евгения Шароварина НПО автоматики заинтересовалось стартап-турами и новыми технологиями.

Из-за перестройки испортился микроклимат: инженеры-ветераны, ориентированные на старые задачи, не нашли общий язык с новой командой, которую в декабре возглавил известный IT-продюсер Евгений Шароварин. Об этом 66.RU рассказал источник внутри предприятия.

О проблемах во взаимоотношениях групп косвенно свидетельствуют еще три факта:

  1. На пресс-конференции Андрей Мисюра всячески намекал на ошибки прежнего менеджмента (срыв сроков поставок, маленькая прибыль, низкая производительность труда).
  2. Леонид Шалимов остается советником гендиректора с неясным функционалом. Возможно, его совсем отстранили от принятия решений, оставив символическую должность. Ходят слухи, что для него подготовили кресло в Роскосмосе.
  3. На НПОА есть группа людей, которые саботируют новые контракты и распространяют слухи о скорой отставке CEO (возможно, вовсе не слухи). В этом 66.RU признался сам Андрей Мисюра.

На фоне внутренних проблем доля «гражданского» производства на НПО автоматики составляет 35%, к концу года портфель должен достичь 40%. «Мы досрочно выполним поручение президента», — уверен Андрей Мисюра.

Организация теперь не только собирает изделия на своих станках или передает заказы по договору субподряда, но и входит в капитал малых IT-компаний или создает с ними совместные предприятия. Привлекательность в такой модели для стартаперов руководитель НПО видит в следующем: возможность инвестировать большие деньги в производство и вывод на рынок, высокоточное оборудование и сильная научная школа по части математического моделирования и программирования.

НПО автоматики отказалось от, возможно, самого востребованного продукта гражданского назначения — трамвая, став лишь одним из производителей деталей.

Новые проекты предприятия оборонки, приземленные на уральскую землю, не выглядят откровением. Такие решения давно применяют в развитых высокотехнологичных странах и разрабатывают в России уже не только в «Сколково» или «Иннополисе». Итак, как же будет выглядеть актуальная версия НПО автоматики 4.0 в редакции Андрея Мисюры?

Smart Grid

Smart Grid — это умные сети, которые используют информационные и коммуникационные сети и датчики, собирающие информацию. Технология способна определить слабые места в деталях, проводах или трубах и предупредить, например, о скорых прорывах. Приборы устанавливаются на оборудование и ищут брак или аномалии.

Как рассказал Андрей Мисюра, уже есть договоренности с российскими агрохолдингами о сервисном обслуживании. Если сельскохозяйственная техника ломается — бригада в течение трех часов меняет неисправную конструкцию. При этом диагностика неполадок происходит раньше и дистанционно. Также НПО автоматики ведет переговоры с энергетиками: «Т Плюс» (генерация и транспортировка теплоэнергии), Россетями (электроэнергетика) и Газпромом.

Беспилотные комбайны

Сначала беспилотные машины будут использоваться на закрытых территориях, промзонах или землях сельскохозяйственного назначения. НПО автоматики пару месяцев назад заключило долгосрочный контракт с одним из ключевых мировых производителей комбайнов (Мисюра его пока не называет). Здесь роль екатеринбургской организации не ограничивается системами управления — завод замкнул на себя весь производственный цикл, поэтому себестоимость не зависит от валютных колебаний.

На выходе получится беспилотная уборочная техника с системой точного вождения (погрешность — 1,5 см), которая корректирует движение по сигналу ГЛОНАСС/GPS. Новинка с помощью машинного зрения должна уберечь от потерь больше урожая.

БелАЗ на газу

Руководство НПО автоматики на своей территории недавно приняло важных гостей из Белоруссии. Андрей Мисюра и зампред правительства сопредельного государства Владимир Семашко договорились о поставках двигателей на 630 л/с, работающих на газомоторном топливе, для БелАЗов.

Если перевод автобусов по всей стране на метан из-за вложений в сеть заправочных станций — это точно перспектива не ближайшей десятилетки, то карьерный самосвал можно переоборудовать хоть завтра. «БелАЗ ходит по карьеру на ограниченной площади, там можно поставить заправку. Во-первых, метан — это экологически чистое топливо, во-вторых, его не украдут», — объясняет управленец.

Фото: фирма-производитель