К началу 2020-х популярность космической кинофантастики, вдохновленной марсианской программой Илона Маска и усилиями его конкурентов по запуску на орбиту космических туристов, почти сошла на нет. Все главные звезды — Мэтт Деймон, Брэд Питт, Джордж Клуни, Энн Хэтэуей, Сандра Баллок и даже Юлия Пересильд — к звездам уже слетали. Сам Маск так увлекся политикой, что, похоже, позабыл о том, как собирался осваивать Марс. А в космическое пространство отправились бюджетные аппараты кинематографистов второго эшелона.
Режиссер, продюсер и композитор «Пепла» Стивен Эллисон, более известный как Flying Lotus, даже не вполне режиссер, а музыкальный продюсер, диджей и рэпер. Пик его творческой активности пришелся на середину нулевых. Однако тогда же разные студии стали привлекать Лотуса как композитора, и он, как человек креативный и амбициозный, втянулся в кинобизнес. В 2017-м стал автором сценария и режиссером одного из эпизодов комедийной хоррор-антологии «Кусо».
|
---|
В его дебютном полном метре также немало ужасного, но вот комедией его нельзя назвать даже при очень внимательном рассмотрении. «Пепел» начинается с кровавой бойни где-то на задворках вселенной. Тревожно гудят синтезаторы, лихорадочно мерцают красные лампы, а юная девушка бродит по космическому кораблю, заваленному окровавленными трупами.
|
---|
Космическую красотку играет мексиканская певица Эйса Гонсалес. Так же как Flying Lotus, она параллельно развивается и как актриса. Однако ее карьеру в Голливуде не назовешь такой уж звездной. Начала с «Улицы Сезам» в 2008-м и с тех пор поучаствовала более чем в 30 кинопроектах, среди которых такие популярные, как «Малыш на драйве», «Алита: Боевой ангел», «Форсаж: Хоббс и Шоу» и «Годзилла против Конга», но все время где-то на подхвате и в эпизодах. «Пепел» — ее первая главная роль. Фильм начинается с крупного плана ее знойного латиноамериканского лица.
|
---|
Позднее показывают и остальные, не менее аппетитные части Эйсы, но оператор в основном фокусируется на голове красавицы — ведь Гонсалес отыгрывает амнезию. Тут Flying Lotus цитирует сразу несколько популярных компьютерных игр от Morrowind и Planescape до Silent Hill и Fallout: New Vegas. Главная героиня потеряла память, она не помнит, что тут случилось, кто все эти люди и даже кто она сама. Может быть, это она всех поубивала?
|
---|
Впрочем, вскоре на корабле появляется второй выживший, которого играет Аарон Пол, он же Джесси Пинкман из «Во все тяжкие». Тогда же выясняется, что корабль — не корабль, а станция, временно установленная на поверхности планеты KOI-442. Астронавты называют ее «Пепел» из-за пепла, который, словно снег, постоянно сыплется с местного черно-красного неба.
|
---|
Аарон тоже не в курсе произошедшего, ведь во время кровавой поножовщины дежурил на орбите и прилетел, когда получил со станции сигнал бедствия. Гибель четверых членов экипажа требует расследования. Два оставшихся в живых космонавта вынуждены его начать, даже несмотря на то, что на планете никого нет и, кроме самих себя, подозревать им попросту некого.
|
---|
Поначалу туманность и неторопливость происходящего напоминают «Солярис» Тарковского. Героиню мучают галлюцинации, на станции творится что-то очень странное, а по стенам и углам многозначительно размещены картины эпохи Возрождения, скульптуры и музыкальные инструменты.
|
---|
Однако состав команды астронавтов недвусмысленно намекает на «Чужого». А развитие событий и обнаружение на планете явных признаков разумной жизни делает это сходство еще более очевидным. Планета, похоже, занята, и ее обитатели не намерены мирно сосуществовать с новыми соседями.
|
---|
Музыкальное прошлое помогает режиссеру Лотусу и на новом поприще. Он микширует популярные научно-фантастические сюжеты и создает из них нечто новое. «Пепел» напоминает и «Нечто», но в не меньшей степени «Вторжение похитителей тел» и его многочисленных клонов от «Факультета» до «Потерянного будущего». Гонсалес и Пол то сканируют друг друга навороченным, говорящим по-японски медицинским сканером (вероятно, самым дорогим элементом местного реквизита), то прибегают к проверенным карпентеровским методам.
|
---|
В итоге «Пепел» — не столько дань уважения классике научной фантастики, сколько ее ремикс. Но ремикс хороший. Фильм не назовешь прорывом и откровением, но в его ритмичном, тревожном темпе есть свой магнетизм. Как и в любой хитовой песне, главное здесь — не смысл, а настроение. А оно, безусловно, останется с нами после финальных титров еще очень надолго.
Удачного просмотра.