Когда Скорсезе плакал. Павел Матяж — о сериале «Киностудия»

28 марта 2025, 11:15
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты перевели две из десяти серий нового проекта Apple TV+, в котором голливудские киношники в очередной раз разоблачают голливудское кинопроизводство.

Фильмы о кинематографистах появились еще во времена Бастера Китона и Чарли Чаплина, но стали по-настоящему популярны в 1950-е с выходом «Поющих под дождем» и «Бульвара Сансет». Сегодня вместо этих кинопамятников — «Однажды в Голливуде», «Ла-Ла Ленд» и «Артист». Киноакадемики XXI века из сентиментальных соображений надавали им «Оскаров» и спровоцировали этим настоящую эпидемию. Все, от признанных грандов вроде Мартина Скорсезе, до юных авангардистов вроде Дэмьена Шазелла, бросились реконструировать жанр и вываливать на зрителя актерские байки.

Поднятая ими волна была так высока, а ее центробежная сила так внушительна, что брызги долетели до боссов стриминговых платформ. И на ТВ стали выходить многосерийные проекты о съемках супергероики («Франшиза» от HBO) или «Крестного отца» («Предложение» от Paramount+). Хозяева Apple присоединились к общему тренду в 2025 году и выдали на-гора свою собственную сатиру на Голливуд.

Суть и базовый конфликт, месседж и подтекст этого шоу ничем не отличаются от конкурирующих. В центре драмы — дихотомия коммерции и искусства, продюсера и режиссера, сценариста и главы отдела маркетинга, художника и бухгалтера. Ведь все хотят слыть гениями, демиургами, революционерами, нонконформистами и рок-н-ролльщиками и одновременно купаться в золоте в окружении моделей в мини-бикини.

В мире «Киностудии» главным врагом творческого начала назначен Брайан Крэнстон, один из немногих актеров команды, который играет тут не самого себя. Жадный, недалекий олигарх недавно прикупил себе вымышленную киностудию «Континенталь» и теперь хочет выжать максимум из нового актива. Он ничего не понимает в кино, но умеет считать деньги. Поэтому решает, что если кукла Барби заработала в прокате миллиард долларов, то он сможет заработать два на фильме о Kool-Aid. Это такой старинный американский бренд порошкового напитка, что-то вроде Yupi, его разводят водой и пьют, предварительно добавив сахар.

Для того чтобы реализовать свой идиотский замысел, он увольняет директора студии Пэтти Ли (Кэтрин О’Хара), которая проработала на этой должности 40 лет, и повышает одного из ее учеников и помощников Мэтта Реммика (Сэт Роген). Крэнстон рассчитывает на то, что молодой и голодный карьерист будет так трястись над своей новой должностью, что не посмеет возражать президенту и акционерам и пойдет на все, чтобы закрепиться в кресле директора. А это значит, что он переступит через все свои принципы, предаст все свои идеалы и заставит своих подчиненных сделать то же самое.

Однако предательство предательством, но как же сделать так, чтобы не только удовлетворить боссов, сняв за 250 миллионов долларов двухчасовой рекламный ролик никому не нужной растворимой дряни, но еще и заставить зрителей посмотреть его за их же деньги?

Решение есть у Мартина Скорсезе, которого неподражаемо изображает Мартин Скорсезе. Старый конь борозды не портит. У него как раз в разработке сценарий на тему Kool-Aid. Ну или почти. На самом деле он об одном из самых жутких массовых самоубийств в человеческой истории. В 1978 году почти тысяча жителей Джонстауна покончили с собой, напившись того самого Kool-Aid. И главного отравителя уже готов играть Стив Бушеми, которого тут играет Стив Бушеми. Аллилуйя!

Что же может пойти не так? Да все что угодно. Серия ужасных катастроф обрушивается на бедного директора, создавая немыслимый хаос, но довольно доходчиво, хотя и в сотый раз, объясняет зрителям причины того, почему современное кино выглядит именно так, а не иначе. И как же так получается, что безумные киноманы, фанатики и высококлассные профессионалы, беззаветно влюбленные в кино, выпускают на экраны такое говно.

Из внушительного корпуса предшественников «Студию» выделяет актерский состав, ничем не уступающий люксовому голливудскому блокбастеру за пару сотен миллионов. В гомерически смешных, а иногда и душераздирающе трагичных камео появляются: Шарлиз Терон, Оливия Уайлд, Зак Эфрон, Рон Ховард, Энтони Маки, Пол Дано, Аарон Соркин, Адам Скотт, Джеймс Франко, Джош Хатчерсон, Энтони Старр, Айс Кьюб, Сара Полли, Зак Снайдер, Зои Кравиц и очень много кто еще.

Каждая из этих мегазвезд входит в кадр совсем ненадолго. Но все они прекрасно проводят время и успевают подарить киноманам внушительное количество внутрицеховых баек и мемов для того, чтобы те остались довольны, наблюдая как бы из-за кулис за чередой кулуарных сделок, картельных сговоров, предательских ударов в спину и тщательно вылизанных задниц.

«Киностудия» — видимо, главный комедийный сериал года, но одновременно и горькая исповедь индустрии, которая уже давно пожирает саму себя. Разоблачая абсурдные законы голливудского бизнеса, сериал не столько высмеивает, сколько фиксирует его неизбежные метаморфозы: деньги диктуют искусству свои правила, а незабудочные энтузиасты один за другим превращаются в циников, которые втаптывают в грязь собственные идеалы. Ведь зрителям только этого и надо. Потому что последний из голливудских законов гласит — наблюдать за падением намного веселее, чем за взлетом.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также