Последние 1,5 недели прошли в жарких дискуссиях с товарищами, скажем так, сильно-левого уклона. В общем и целом сюжет сводится к:
Как бы вот помягче сказать: такая картина мира видится мне сильно упрощенной. Многие проблемы Маска и Tesla начались еще до активной политической карьеры миллиардера, и преувеличивать ее влияние на сегодняшние неудачи, наверное, преждевременно.
|
---|
Жаркие споры о провалах Маска и скором крахе американской экономики начались в таком окружении. Где, как не тут, об этом глубоко подумать? |
У Илона дела и правда так себе:
Дескать, все потому, что он выбрал неправильную сторону Силы, показывал странные жесты, творил прочую дичь. Давайте посмотрим с других сторон.
|
---|
Проблемы не только у Tesla — проблема в «энергопереходе» в принципе. Ушедший 2024-й отметился заметным охлаждением спроса на электромобили. На ключевых рынках мы по-прежнему наблюдали рост, но — замедляющийся или вялый.
Например, в Штатах и Канаде
Налицо какое-то замедление, а то и остановка роста продаж. Они прибавляют, но не кратно, заметно, ощутимо.
В Европе и того хуже: в целом по странам ЕС и Великобритании в 2024 году продажи электромобилей составили около 3 млн единиц — это на 3%… ниже по сравнению с 2023 годом. Справедливости ради, на европейских рынках есть региональные различия:
Где с продажами электромобилей по-прежнему хорошо — это КНР. Но и там не без нюанса.
Китай в 2024-м остался крупнейшим рынком электромобилей — там продажи выросли примерно на 40%, на него приходится более половины мировых продаж «электричек» (около 11 млн штук).
|
---|
Но. В Китае есть два стимула роста:
Что бывает, если отменить доплаты от государства, спросите Германию: там после отмены госсубсидий и льгот от самих производителей продажи в том году рухнули на 27,4%.
Что касается цен, смотрите:
Что пойдет и купит рядовой китаец с субсидией от Компартии: седан Маска или седан от BYD? Компанию, кстати, тоже щедро субсидирует Компартия — могут себе позволить цены ниже рынка.
|
---|
BYD Seal 05DM-i. От 79 800 юаней (~914 508 ₽). |
Итак. Давайте зафиксируем.
При чем тут Маск и его политическая деятельность? Возможно, продажи Tesla падают в том числе из-за нее.
Но — «в том числе». Не «главным образом». Всем производителям «электричек» сейчас несладко, не только Tesla.
Тут не буду долго умничать: биржевая тема для меня темный лес, с этим лучше справится кто-то вроде Виталия Калугина. Заострю внимание лишь на одном маленьком нюансе: да, рыночная стоимость Tesla с конца прошлого года упала с ~$1,54 трлн до ~$777 млрд.
Но давайте вспомним вот что. В предыдущие годы многие аналитики высказывали мнение, что рыночная капитализация Tesla — завышена и не отражает ее финансовые и производственные показатели. Инвесторы зачастую оплачивали будущий потенциал компании, а не ее реальные результаты (тиражи продаж, выручка, прибыль).
Что, если сегодняшняя корректировка стоимости компании — не падение из-за политической деятельности Маска, а естественный, нативный, максимально рыночный возврат к нормальности? В конце концов,
Не было ли в этом какого расхождения в предыдущие годы? Не устраняется ли это расхождение прямо сейчас на наших глазах?
Виталий?
|
---|
Буквально каждая неудача Маска встречается левым сообществом жадным улюлюканьем. Так, много шума наделала отзывная кампания пикапа Cybertruck, у которого отваливались кузовные панели. Суть шума: «МАСК ЯКШАЕТСЯ С ТРАМПОМ — ТАЧКИ СТАЛИ БАРАХЛО».
Простите, извините. Автомобили Tesla никогда не были эталоном высокого качества и культуры производства. Более того, Tesla всю свою историю — будучи местечковым стартапом — сталкивалась с отзывными кампаниями по качеству и безопасности их автомобилей. Из недавнего:
Если сегодня и в 2020-м в проблемах можно было бы обвинить Трампа, то в 2021–2024-м у руля был Джозеф Байден, а Маск еще не был так погружен в политический контекст.
|
---|
Да, у Илона Маска прямо сейчас масса проблем:
И тут принципиальный момент:
Для леваков ответ очевиден.
Но вообще — нет.