Последняя героиня. Павел Матяж — о фильме «Шоугерл»

24 марта 2025, 10:21
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах — главный феминистский хит сезона — полуавтобиографическая социальная драма о стареющей стриптизерше из Лас-Вегаса. С Памелой Андерсон в главной роли.

Самый неудобный для женщины ее возраста вопрос героиня Памелы Андерсон получает уже на десятой секунде фильма. И отвечает — тридцать шесть. Через пару секунд сознается — сорок два. Хотя все вокруг прекрасно знают — пятьдесят семь.

Для исполнительницы экзотического танца, которую тут играет Памела, это приговор. Пенсию стриптизершам не платят. Ее последний выход на сцену через две недели. После этого — полная неизвестность, открытое плавание, не сулящее бедной пожилой женщине ничего хорошего.

Когда-то она была замужем. Родила ребенка. Но все это — дочь, семью, тихую спокойную жизнь — она отдала, пожертвовала, положила на алтарь ради «Шика и блеска» — последнего настоящего стрип-шоу в Лас-Вегасе.

Она танцевала в нем 35 лет. Сначала в качестве примы, главной звезды и центрального элемента представления. Ее фотографии в перьях и стразах до сих пор украшают рекламные проспекты и постеры «Шика и блеска».

Но только афишам этим уже почти столько же, сколько самой Шелли/Памеле. Бумага смялась и пожелтела, magenta и yellow выгорели, графический дизайн напоминает о 1980-х. Не помолодела и Шелли. Сегодня она танцует в последнем ряду, на заднем плане, за спинами новых звезд, 18-летних девочек, ровесниц ее дочери.

Двоих из них она по-матерински опекает. А еще старается поддерживать отношения со старшей подругой Аннетт, которую с голливудским шиком изобразила великая Джейми Ли Кертис. Но в судьбе Аннетт, уволенной из шоу несколько лет назад и работающей теперь официанткой в одном из казино, Шелли видит отражение собственного будущего. И отражение это внушает ей ужас.

Ведь она не представляет себе жизни без стразов, перьев, гламура, софитов и публики. Для нее это сильнее любого наркотика, любой привязанности. В этой работе, этом служении для нее весь смысл существования. Лишиться его страшнее самой смерти.

Одним из очевидных референсов «Шоугерл» можно назвать «Бульвар Сансет». Когда Памела Андерсон запирается в комнате и врубает проектор, чтобы посмотреть на себя в молодости, каждый насмотренный зритель должен увидеть в этом отсылку к шедевру Уайлдера.

Кадр из фильма «Бульвар Сансет», режиссер Билли Уайлдер, 1950 год, США

Но, во-первых, «Бульвар Сансет» — фильм 1950 года, и из сегодняшней публики его уже мало кто помнит. А во-вторых, Норма Десмонд, в отличие от стриптизерши Шелли Гарднер, все-таки большая звезда Голливуда, хоть и на пенсии. Она живет в гигантском особняке в респектабельном районе Лос-Анджелеса и, даже пребывая в полном забвении, через двадцать лет после своего последнего фильма купается в роскоши.

Кадр из фильма «Рестлер», режиссер Даррен Аронофски, 2008 год, США

Мир, в котором пребывает героиня Памелы Андерсон, больше похож на съемную квартирку бывшего рестлера Микки Рурка из одноименного фильма Даррена Аронофски или Брендана Фрейзера из «Кита». Денег за свои выступления она получает с каждым разом все меньше. Каждый год Шелли обещала себе, что начнет откладывать на старость, но вот она уже на пороге, а отложить так ничего и не вышло. После всех этих лет гламура, шика и блеска она практически нищая.

Участие в «Шоугерл» бывшего рестлера Дейва Батисты — еще одна отсылка к фильму Аронофски

Едва ли счета самой Памелы Андерсон сегодня в таком же плачевном положении. Но без нее никакого фильма бы не получилось. Силиконовая секс-бомба с грудью какого-то заоблачного размера, которая была одной из самых вожделенных красавиц 1990-х, в последнее время радикально сменила имидж. Она перестала ежемесячно ложиться под нож пластического хирурга, как Шер или Мадонна, и все чаще стала показываться на публике без косметики, выставляя напоказ и даже подчеркивая все свои морщинки и трещинки, олицетворяя собой тренд на естественность и натуральность.

Кадр из сериала «Спасатели Малибу», шоураннеры Майкл Берк, Дуглас Шварц, Грегори Джей Бонанн, 1989–2001 гг., США

Впрочем, сегодня все эти скандальные дефиле по красным дорожкам уже не выглядят так бескорыстно. Возможно, Памела решила избавиться от макияжа и стала вдруг такой откровенной просто в рамках промокампании будущего фильма.

Так или иначе, это принесло плоды — в 2025-м Памела Андерсон получила первую за 40 лет карьеры номинацию на «Золотой глобус». Правда, приз в итоге забрала Деми Мур, которая сыграла очень похожую героиню в еще более скандальной и вирусной «Субстанции», а оскаровский комитет номинировал Мур и проигнорировал актерский подвиг Андерсон.

Кадр из фильма «Субстанция», режиссер Корали Фаржа, 2024 год, США

Но если расчет режиссерки Джии Копполы (внучки Фрэнсиса Форда и племянницы Софии) на то, что «Шоугерл» станет новым «Рестлером», не вполне оправдался, то перезагрузить карьеру самой Памелы Андерсон фильму оказалось под силу — в 2025-м выйдет новый «Голый пистолет» с ее участием, а позже Place to be, проект австралийца Корнела Мундруцо, где она получила главную роль и будет сниматься в паре с Тайкой Вайтити.

Голливудский хеппи-энд, которого героиня Памелы Андерсон не заслужила в фильме, вполне возможно, ждет ее в жизни. Силиконовая кукла станет великой актрисой. И еще сыграет свои лучшие роли у Тарантино, Финчера и Спилберга.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также