В 2025-м голливудский тандем из режиссера Стивена Содерберга («Трафик», «11 друзей Оушена», «Удача Логана», «Секс, ложь и видео», «Заражение») и сценариста Дэвида Кеппа («Парк Юрского периода», «Человек-паук», «Миссия невыполнима», «Смерть ей к лицу», «Путь Карлито») необычайно продуктивен и выдает второй фильм за три месяца. Но если первый был посвящен потусторонним проблемам одного неприкаянного призрака, то второй — значительно более земной, предметный и доступный для понимания широкой публики. А вопрос, который поднимают создатели в ходе этого нового сюжета, волнует сегодня буквально каждого человека на планете: что же нам делать с Владимиром Путиным?
Впрочем, вслух имя российского президента в фильме никто не произнесет. Британские шпионы, которые ведут дело, заменяют фамилию нашего бессменного лидера разными эвфемизмами. Это, что называется, дань профессии. Президент и сам не любит озвучивать имена своих врагов. В целях конспирации.
|
---|
Один из этих врагов, некий опальный российский генерал, смутно напоминающий Евгения Пригожина, силами британской разведки освобожден из-под домашнего ареста в Лихтенштейне. Чуть позже он получает от западных партнеров некий крайне опасный гаджет, способный самым необратимым образом дестабилизировать ядро атомного реактора или взорвать ракету внутри пусковой шахты. Генерал уже везет шпионский макгаффин в Москву с намерением применить его в течение недели.
|
---|
Но пока он едет, выясняется, что вся эта спецоперация никем официально не санкционирована. Ни в МИ-6, ни в МИ-5, ни даже в Слоухаусе никто не в курсе передвижений московского ренегата и его апокалиптического груза. Никто из штатных сотрудников секретной службы ее величества никакого «Пригожина» не освобождал и ничего ему не передавал. Похоже, где-то в недрах британской разведки завелся шпион.
|
---|
Для того чтобы пресечь двойную игру и вычислить крота, Национальный центр кибербезопасности (NCSC) дает неограниченные полномочия своему самому надежному агенту Джорджу Вудхаусу, которого с фирменной ледяной грацией исполняет Майкл Фассбендер («Бесславные ублюдки», «Прометей», «Киллер», «Стив Джобс», «Макбет»).
|
---|
Кадр из фильма «Киллер», режиссер Дэвид Финчер, 2023 год, США |
В списке подозреваемых Вудхауса пять человек, агенты и аналитики NCSC с высочайшим уровнем допуска, которых играют: Наоми Харрис (мисс Манипенни из команды Крейга), Мариса Габриэлль Абела («Шпион, которого не было», «Назад во мрак»), Реге Пейдж («Бриджертоны», «Серый человек»), Том Берк («Фуриоса», «Война и мир») и сама Кейт Бланшетт («Властелин колец», «Тор-3», «Жасмин», «Авиатор»).
|
---|
Кадр из фильма «Тар», режиссер Тодд Филд, 2023 год, Германия |
Оскароносная австралийка в последние годы исполняет одних злодеек, так что она по умолчанию главный кандидат на роль предательницы родины. Пикантности ее положению придает тот факт, что она по совместительству еще и жена героя Фассбендера, леди Вудхаус.
|
---|
Рутинный детектив о борьбе разведки и контрразведки приобретает таким образом черты семейной драмы. Суперпрофессиональному мегаагенту надлежит исполнять долг перед Англией и думать о предателях и террористах, готовых уничтожить все живое в пределах Садового кольца, а его вместо этого терзают старые недобрые сомнения в стиле «Сцен из супружеской жизни». Может ли он полностью доверять своей жене? И если нет, то хватит ли у него духу убить ее, если родина прикажет?
|
---|
Несмотря на участие Пирса Броснана, которому тут досталась немаловажная роль, Кепп раскручивает свой сюжет не в стиле Флеминга, а, скорее, Ле Карре. Никто тут не будет никуда врываться с Вальтером ППК наперевес, соблазнять грудастых эфэсбэшниц, минировать президентские лимузины или атаковать Кремль беспилотниками. Игра ведется несколько более тонкая. И проходит она в основном за обеденными столами с бокалами коллекционного виски.
|
---|
В отсутствие перестрелок, погонь и драк Содерберг строит всю драму на диалогах, как в классическом кино Фридкина или Поллока. И опытным путем выясняет, что актеры нового поколения, большая часть которых еще не родилась, когда в кинотеатрах показывали «Разговор» или «Три дня кондора», вполне справляются с задачей. А водолазки и очки в толстой роговой оправе сидят на Майкле Фассбендере ничуть не хуже, чем на Майкле Кейне. Холодная война 2.0 под управлением Стивена Содерберга выглядит даже круче, чем первая.
|
---|
Кадр из фильма «Досье Ипкресс», режиссер Сидни Фьюри, 1965 год, Великобритания |
Однако есть нюанс. Начиная с 1960-х годов разнообразные Бонды, Борны, Ханты, Ричеры и Смайли множество раз контактировали с русскими. Иногда, в основном ближе к 1990-м, в каких-то экстренных случаях вражда даже переходила в подобие сотрудничества. Но спасать российского президента от российской оппозиции им еще не приходилось.
|
---|
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», режиссер Бред Берд, 2011 год, США |
Геополитический разворот Дональда Трампа и покупка бондианы Джеффом Безосом смешали карты очень многим. И похоже, что Содерберг увидел в этом возможность. Если не победить, то хотя бы составить конкуренцию Нолану за право возглавить главную шпионскую франшизу Объединенного королевства. Тем более что она больше не имеет к нему никакого отношения. А значит, и табу на небританцев за режиссерским пультом больше нет.
Да и Фассбендеру в этом смысле не стоит расслабляться. Коннори оставил роль агента 007 в 53, Крейг — в 54, Мур — в 58. А Майклу сейчас всего 47.
Удачного просмотра.