Камерный фестиваль для своих
В 2010 году, когда я работала менеджером по проектам Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ), попала на фестиваль светового искусства GLOW в голландском Эйндховене. Арт-объекты для него делали профессиональные художники и студенты из самого Эйндховена, Италии, Германии и наши ребята из ЕАСИ. По моим ощущениям, там было много небольших, недорогих, но очень теплых и камерных инсталляций.
![]() Фото: Flickr, SSN Damf, GLOW 2010 event with theme ‘(Re-)Discovering Eindhoven |
---|
Увиденное в Эйндховене нас очень вдохновило — захотелось сделать что-то такое же в Екатеринбурге. Откладывать не стали — 23 декабря того же года прошло первое «Не темно». Тогда мы не называли это фестивалем. У нас было всего два арт-объекта Светланы Спириной и одна работа Тимофея Ради. Ими мы оживили пустые одноэтажные дома на улице Чернышевского, которые тогда реставрировали.
15 лет назад мы не рассчитывали, что к нам придут толпы зрителей — «Не темно» был для себя и для друзей. Мы сделали его на собственные деньги и рассказали про фестиваль у себя на страницах во «ВКонтакте». К нам пришло человек сто. Мы порадовались.
Расширяя географию
Мы стали проводить «Не темно» каждый декабрь — в одну из самых длинных ночей года. Первые фесты были очень камерными и проходили в разных локациях в центре. Мы ориентировались на любителей современного искусства — нам казалось, что они существуют. К нам в основном ходили студенты профильных факультетов и друзья из разных художественных институций.
![]() Фото: t-radya.com |
---|
В январе 2013 года, после официальной программы «Не темно», Тимофей Радя впервые установил абажуры на фонари около Оперного театра. |
Но в 2014 году фестиваль вышел на новый уровень. Тогда «Не темно» проходил сразу в трех частях города: в центре, на Уралмаше (Белая башня) и в ДК ВИЗа. Его курировал Артем Антипин, и он привез первого зарубежного художника — HR-Стаменова из Болгарии, который устроил настоящую грозу в ДК.
Тогда же у нас начали появляться друзья и партнеры — например, арх-группа Podelniki с Белой башней. К нам присоединилась их аудитория, а она уже отличается от нашей.
![]() Фото: koshko_jeff, группа во «Вконтакте» «Не темно #3» |
---|
В 2018 и 2019 годах были самые «международные» «Не темно». По моему приглашению в Екатеринбург приезжал целый десант художников из Германии, Австрии, Нидерландов, Швейцарии, Польши, США, Туниса.
![]() Фото: Марина Мирицкевич; группа «Не темно» во Вконтакте |
---|
«Не темно 2019»: работа Aziz Aissaoui, «Между землей и небом» |
Мы расширяли географию не только художников, но и районов, где проводился фестиваль. Стали уходить из центра, и в 2019 году сделали площадку в районе на Шишимской горке.
В 2020 году организовали фестиваль в парке Маяковского, и у нас появились новые зрители — активная молодежь и семейная аудитория. Мы не рассчитывали, что наш фест светового искусства будет чем-то массовым для города. Для этого нужны большие ресурсы и команда. А мы каждый раз делаем, что называется, «на грани». Я вообще не думала, что он будет жить так долго.
![]() Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
В 2022 году у нас была большая образовательная программа, которой занимались куратор и исследователь в области современного искусства Женя Чайка и технический директор фестиваля, художник, бизнесмен в области светового оборудования Игорь Маратканов. В ней участвовало очень много людей. В том числе и те, кто никакого отношения к искусству не имеет. У многих получились прекрасные работы.
Если бы у нас был неограниченный бюджет, мы бы снова проводили фестиваль в декабре
В 2023 году нам пришлось перенести фестиваль с декабря на февраль. Мне очень жаль, что пришлось отказаться от красивой идеи с самой темной ночью.
Но когда фестиваль только начинался, в 20-х числах декабря Екатеринбург еще не стоял в таких жутких пробках. Сейчас предновогодний коллапс начинается с середины месяца. Для фестиваля организовать нормальную рабочую логистику в таких условиях очень сложно. И зрителям добираться до площадки долго и некомфортно.
Кроме того, проводить мероприятия в декабре очень дорого. Все — от аренды оборудования до печати афиш — стоит в разы дороже. А в феврале все можно сделать комфортно.
Конечно, если бы у «Не темно» были неограниченные ресурсы, мы бы делали фестиваль в декабре и не меньше чем на четыре дня. А лучше — на неделю. Я бы обязательно привезла тех художников, которые мне нравятся, и как можно больше — из других городов и стран. Всем бы я платила высокие гонорары — особенно тем, кто работает с аналоговым светом.
Я бы очень хотела показать на «Не темно» работы китайцев. Они используют в световых инсталляциях самые передовые технологии и медиа. Было бы очень круто, если бы они устроили настолько крутое шоу, чтобы никто не понял, как оно сделано.
Люди живут везде — пусть фестиваль придет к ним
Но пока ресурсы ограничены, мы делаем что можем. В этом году мы проводим «Не темно» 15 и 16 февраля около «Радуга Парк». Я люблю новые пространства за пределами центра. У нас что страна, что большие города — очень централизованы. Но люди живут везде — пусть фестиваль придет к ним.
Инсталляции художников займут не только территорию природного парка около торгового центра, но и часть самого ТЦ. Так что люди смогут увидеть все 30 арт-объектов и не замерзнуть.
![]() Фото: официальный сайт Радуга-Парка |
---|
В этом году мы впервые провели всероссийский опен-колл и получили больше 100 заявок от художников из разных городов: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. При отборе работ, которые потом реализуются на «Не темно», мы ориентируемся на профессиональные представления об искусстве.
Однозначно, я сразу отвергаю весь китч и стараюсь брать как можно меньше работ с подсветкой. Все-таки гораздо интереснее, когда художники работают со свойствами самого света.
Еще один важный критерий при отборе — оригинальность идеи. В этом году были три заявки, которые я не стала брать просто потому, что «это уже было». Хотя бывают исключения.
Был год, когда художник Сергей Лаушкин решил создать на фестивале работу под названием «Небо». Сначала мы переживали из-за этого: дело в том, что ранее Тимофей Радя делал уличную работу с таким же названием. Она представляла собой серый баннер, в котором было вырезано это слово.
![]() Фото: аукцион VLADEY |
---|
Поэтому мы и волновались из-за работы Сергея — вдруг она бы показалась вторичной. Но когда мы стали реализовывать проект Лаушкина, оказалось, что концептуально это совершенно другая, новая история, и работает она совсем не так, как арт Ради.
Сергей выложил «Небо» из зеркал на Плотинке. Они отражали солнце и голубое небо — было очень красиво. Позже стало темнеть и холодать, и зеркала стали затягиваться инеем. Когда мы их собирали после фестиваля, их уже почти не было видно. Как не видно серого неба ночью.
![]() Фото: предоставлено 66.RU организаторами фестиваля |
---|
Самое главное для нас, чтобы люди получили удовольствие от фестиваля. Зрители не должны ходить по площадке и постоянно думать, что хотел сказать художник. Да, каждый год у нас есть серьезные и концептуально сложные инсталляции. Но я очень люблю многоплановые работы: хочешь так прочитай, хочешь так. Кто-то видит смысл, а кому-то просто ярко и красиво. Ну, красиво — это тоже хорошо, это тоже положительная эмоция. Пусть будет красиво!