Возвращение короля. Павел Матяж — о фильме «Муфаса»

Сегодня, 17:36
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты выкрали у корпорации «Дисней» приквел «Короля Льва», который выполнен в той же технике фотореалистичной компьютерной анимации, что и фильм 2019 года, и по-прежнему выглядит как сюрреалистический гибрид бродвейского мюзикла и «В мире животных».

В 1994 году поющие львы, сурикаты, свиньи и бабуины заработали для корпорации «Дисней» два миллиарда долларов. Когда поток денег с кинотеатрального проката и продаж VHS «Короля Льва» начал иссякать, мышиная корпорация сделала сиквел, потом триквел, а также запустила в производство два сериала: «Тимон и Пумба» выходил с 1995 по 1999 год, а «Хранитель Лев» — с 2016 по 2019-й.

В 2019-м «Король Лев», как и многие другие проекты «Диснея», попал под реновацию. И был отправлен на второй круг. Правда, уже не как мультипликационный фильм, а в формате компьютерной анимации, фотореалистичной настолько, что неподготовленному зрителю было довольно легко спутать нового «Короля Льва» с каким-нибудь шоу от Animal Рlanet. Но только до тех пор, пока неотличимые от настоящих компьютерные животные не начинали петь и танцевать. Вот тогда зрителей ждал когнитивный диссонанс эпического масштаба.

Впрочем, большинство это не смутило. Компьютерный «Король Лев» прошел в прокате так хорошо ($ 1 600 000 000), что можно было, ничего не изобретая, также покадрово переснять в этом своем мега-3D и «Короля Льва 2: Гордость Симбы».

Поначалу кажется, что так оно и есть. За главного героя в «Муфасе» — Киара, дочь Симбы и Налы, совсем как в мультфильме 1998 года. Но только минут на пять. Через которые становится ясно, что история маленькой львиной принцессы и команды опекающих ее комик-релифов Тимона и Пумбы — это просто рамка для другой истории, масштабного флешбэка в прошлое мертвого дедушки Киары, короля-льва Муфасы.

Эта вторая история напоминает уже не «Гамлета», как оригинальный «Король Лев», а «Десять заповедей», классический пеплум Сесиля Демилля с Юлом Бриннером. Или его недавнюю очень вольную адаптацию от сэра Ридли Скотта «Исход: Цари и боги». Сказку о двух братьях, чья дружба перерастает в соперничество, а потом и открытую вражду, когда между ними встает женщина (в смысле львица).

Маленький Муфаса наслаждается жизнью в компании счастливых родителей, которые заправляют какой-то частью бескрайней африканской саванны. Но внезапное стихийное бедствие разрушает семейную идиллию. Львенок оказывается унесен бурным речным потоком за много километров от родного прайда и выброшен на берег на территории другого львиного племени.

Местные львы не такие душевные и благородные, как родители Муфасы, и поначалу собираются съесть бедного малыша. Но благодаря протекции сына тамошнего короля — принца Таки львенок-изгой сохраняет жизнь и получает право воспитываться при дворе. Он становится названым братом принца. Тут сценаристы «Муфасы» явно вдохновлялись историей Моисея и Рамзеса из соответствующего иудейского мифа.

Но религиозные аллюзии довольно быстро сменяет колониальный сюжет. Только вместо белых людей на территорию Таки, Муфасы и их семьи вторгается враждебный клан львов-альбиносов под управлением монструозного гиганта Кироса. Нападающих намного больше, они сильнее и агрессивнее, так что родители Таки, будучи реалистами и не надеясь на благополучный исход предстоящей битвы, отправляют львят-подростков подальше.

Большую часть фильма Муфаса и Таки уходят от погони, встречают в пути будущих героев «Короля Льва» — птицу-носорога Зазу, мадрила Рафики и львицу Сараби, которой предстоит стать королевой и матерью Симбы. Всех персонажей ждут трудности и формирующие характер испытания, но больше всего страданий выпадает на душу принца Таки. Ведь ему, в отличие от харизматичного, классного и разносторонне одаренного от природы Муфасы, предстоит нравственное падение и превращение из хорошего, хотя и хитрого, львенка Таки в коварного и злобного Шрама, предателя и будущего убийцу брата.

Эта предопределенность, с одной стороны, бич всех приквелов – что бы ни происходило в завязке, развитии и кульминации сюжета, финал его заранее известен. Муфаса станет королем, Сараби — его женой, а Шрама сожрут гиены. А с другой, в наше время людям и без кино хватает сюрпризов.

Итак, «Король Лев» возвращается, в совершенно таком же пугающе реалистическом, как в 2019-м году, и таком же необязательном и мало что по-настоящему объясняющем сиквеле/приквеле. Но несмотря на все это, «Муфаса» обречен на успех. Да, поначалу он немного не оправдал прогнозы и стартовал слабее, чем предсказывали маркетологи, уступив часть выручки третьей части «Соника» от конкурентов из Paramount Pictures. Но впереди еще сочельник, Новый год и сверхдлинные выходные.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также