— В тексте не будет (почти) ни слова о том, куда ехать — выбирайте на свой вкус. Только детали о том, как добираться, если у вас нулевой опыт в поездках на машине в другую страну. Все факты и цены актуальны для лета 2024 года. Суммы прописываются в тенге и рублях (курс плавает, но для удобства казахские цены сейчас можно просто делить на пять).
Документы и граница
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Виза не нужна, без вида на жительство или разрешения на временное проживание в стране можно находиться 90 дней. Въехать можно по российскому или заграничному паспорту. Для детей — свидетельство о рождении с той самой красной печатью, за которую с начала года бьются все родители. На печать смотрят первым делом, она нужна независимо от типа паспорта. Не обломайте себе отпуск из-за этой формальности.
Не помешает сделать медицинскую страховку, в Казахстане она стоит совсем недорого. Например, в «Т-Банке» — менее 1000 рублей на человека с покрытием в 35 000 евро.
На машину, помимо традиционных прав и СТС, нужно сделать еще два документа: диагностическую карту для авто старше четырех лет (ищите на «Авито», цена вопроса в районе 1200 рублей, а штраф за отсутствие — 3500 рублей) и казахское ОСАГО (делается в нескольких вагончиках на границе, цена в районе 2000 за две недели, принимают наличные рубли, имеет смысл торговаться).
Из Екатеринбурга, в зависимости от направления, дороги у вас две — через Курганскую или Челябинскую области. На границе вас, вероятно, ждет очередь из дальнобоев. Стоять с ними не нужно — врываетесь на встречку и едете, пока не найдете новую очередь из легковых автомобилей.
Пропускают по 5–10 машин за раз. Сначала идете на погранпункт (все как в аэропорту), потом показываете машину: нужно открыть капот, бардачок, вынуть весь (!) багаж и поставить на стеллажи рядом. Учитывайте это при компоновке машины, выгоднее собрать все в несколько больших чемоданов. Сами чемоданы открывают редко, но могут попросить показать какой-то из них. На казахской все то же самое, но осмотр менее серьезный. По рассказам очевидцев, в зависимости от очереди и загрузки таможенников на досмотр уйдет от 40 минут до 6 часов, стоит ориентироваться на средние 2 часа.
Деньги
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Местная валюта — тенге (с подчеркнуто мягким н при произношении). Казахи мало пользуются наличными, предпочитая оплату по QR. Каждый первый будет предлагать вам оплату по «Каспи». Сделать вы это не сможете, привыкайте. Рубли и рублевые карты совершенно не в ходу. Но проблем с оплатой в целом нет, если подготовиться заранее.
- Обменять наличные на границе или в крупных городах. Курс средней паршивости.
- Обменять наличные в Екатеринбурге. Это можно сделать в избранных офисах Сбербанка. Курс хороший, но есть нюанс: деньги могут быть в наличии только в одном офисе, на Куйбышева. Может не быть и там. В этом случае заказываете нужную сумму, придя в офис (онлайн нельзя), и на следующий день выкупаете ее. Курс при этом не фиксируется. Не понравится — просто не выкупайте, заботливо подсказала кассир. На руки выдают красивые купюры в 20 000 тенге с прозрачными вставками. Они новые и достаточно редкие (плюс помним про отношение к налу), так что на вас с пачкой таких купюр в магазине будут смотреть уважительно-заинтересованно.
- Снять с карт ВТБ в банкоматах. Несколько стоят в Астане, два — в Петропавловске, один — в Караганде. Курс неплохой, но до банкомата надо еще добраться.
- Платить UnionPay от Газпромбанка. Может, другие банки тоже, не было возможности проверить. Нужно выбирать терминалы банка Bereke/«Народный» (зеленые) или их же банкоматы. Так и спрашивать, заходя в магазин. И затем — одним взмахом, сначала даже не верится! Теперь «но»: за снятие нала от любой суммы Газпромбанк берет комиссию 400 рублей, неприятно. И терминалы «Каспи» (красные) карту не примут.
- Завести себе казахскую карту. Судя по рассказам, сделать это можно минимум дня за три, перегонять деньги из России достаточно легко. Все детали можно уточнить в профильном чате.
Связь
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Сим-карты предлагают прямо на границе: «Билайн» или «Теле2» (и его второй бренд «Алтел»). Во многих магазинах можно купить тариф-конструктор, который потом настроить через приложение. Не высшая математика, разобраться можно, но проще доверить это местным в салоне связи.
Цены, по сравнению с роумингом, доступные. Например, в конструкторе «Алтел» можно собрать тариф только с безлимитным интернетом за 8190 тенге (1600 рублей) в месяц.
Покрытие по большей части хорошее, даже на трассах. У «Теле2» и «Алтел» в ряде городов есть даже 5G со скоростями 300+ мегабит.
Бензин
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
В Казахстане с топливом все одновременно хорошо и не очень. Вопрос в том, куда вы поедете. Вокруг крупных городов много заправок, и там все в порядке с топливом, причем 95-й бензин стоит 240–260 тенге за литр (то есть от 48 рублей). Местные уважают Qazak Oil (очень похоже на «Газпромнефть», продается даже их фирменная автохимия). При этом есть немногочисленная «Газпромнефть», где не принимаются ни российские карты лояльности, ни платежные карты. На большинстве заправок есть терминал Bereke, так что можно платить UnionPay. Кстати, если весь бензин не влезет в бак, деньги на карту вам не вернут, а выдадут налом. Используйте эту шалость с умом.
Чем дальше в степь, тем сложнее: вполне могут быть перегоны по 250+ километров без единой заправки, а там, куда вы приедете, предложат только дизтопливо и 92-й или 93-й (!) бензин. Иногда вводят ограничение на отпуск 95-го, наливая не больше 30 литров. Причина — ремонт местных НПЗ.
Если двигаете далеко, возьмите с собой туристическую канистру литров на 20. Даже если не пригодится, привезете домой дешевого казахского бензина (ограничения на вывоз то и дело вводят, но они начинаются от 50 литров).
Дороги и навигация
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Где-то в глубинах Челябинской области стоит большой плакат: «Плохие дороги — тобой не уплаченные налоги». Если верить ему, фискальные органы Республики Казахстан работают отменно. Дороги — как городские и межрегиональные, так и более мелкие, даже в деревнях — в хорошем состоянии, и их регулярно ремонтируют.
Отдельный восторг — местные автобаны: от Кокшетау до Астаны и от Астаны до Темиртау. Разделенные потоки, 4–6 полос идеального асфальта, мягкое напоминание радара: «ограничение скорости — 140 километров в час». За удовольствие надо платить, и это сделать приятно: 400 тенге (80 рублей) за автобан длиной в 300 километров, 56 рублей — за трассу в 180 километров.
Для навигации отлично подходят «Яндекс» (может иногда предлагать сначала бесплатную трассу) и «2ГИС» (хорошая глубина проработки с подъездами и т. д.). Не забудьте скачать офлайн-карты.
Полиция
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Сотрудников местной полиции отличают самые лучшие качества. Они все как на подбор, молодые, подтянутые, дружелюбные, отзывчивые, строго следят за соблюдением закона и готовы помочь вам. Не факт, что вы будете этому рады. Или рады, но потом.
Главное — вы им совершенно безразличны. Никто не попытается проверить у вас права, ПТС, наличие диагностической карты или ОСАГО, пока вы не нарушите ПДД. Правила здесь, на первый взгляд, не отличаются от российских, а вот санкции за их нарушение и способы контроля — разительно.
Уральский водитель, привыкший к расставленным по трассам камерам и соответствующему писку радара, оказывается легкой добычей в руках местной полиции. Потому что они постоянно в движении: патрулируют трассы и обожают устраивать засады.
Святой грааль казахстанской полиции — пересечение сплошной, когда перед ней стоит знак «обгон запрещен». Таких участков на трассе — множество, при этом никто не дежурит рядом, зато снимает с расстояния до километра, а затем догоняет и показывает видео. Штраф за такое нарушение с прошлого года не предусмотрен, сразу лишение на 6 месяцев.
Знакомый рассказывал, что полицейские очень внимательно разъясняют права нарушителя и меру ответственности. При этом у местных часто возникает желание кому-то позвонить, а у понаехавших — обсудить нормы казахского законодательства прямо со служителями закона. Разговоры о нормотворчестве начинаются обычно с 60 тысяч рублей, в ходе прений сумма может опуститься до 25 тысяч. А может и не опуститься — и в таком случае суд и лишение прав. Подбирайте слова, следите за своим вождением и не нарушайте.
Цены
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
На еду и одежду — как в Екатеринбурге, что в магазинах, что в кафе. Если с поправкой на актуальный курс, то даже дешевле где-то. Можно смело планировать шопинг, в местных ТЦ много еще не забытых брендов. Например, местный Adidas originals тизерил поставку Yeezy, но ее смели в момент.
Отели в столице в районе 40–50 тысяч тенге (от 8000 рублей), а хорошие апартаменты в новостройках 15 тысяч тенге (3000 рублей). Искать и бронировать можно через российские агрегаторы. На базах отдыха ценник — от 300 до 500+ тысяч тенге за неделю (то есть в сотню уместиться вполне реально).
Так куда ехать-то?
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Куда ехать — это каждый решает сам. Но, например, из Екатеринбурга до столицы России вы за сутки доехать (пока) не можете, а до столицы Казахстана — можете. Потому что это 1200 километров и 16+ часов времени в зависимости от стиля вождения и времени на границе.
Что посмотреть в Астане, гуглите сами. Как минимум город красив сам по себе, у них было (в отличие от нас) ЭКСПО, и на этот шар стоит глянуть, чтобы провести там 5–6 часов. В городе (как и у нас) есть творения Нормана Фостера, тонна музеев и великолепный бульвар. Одного дня не хватит. Недели может быть многовато.
На больших перегонах будьте готовы к искажению времени и пространства, трассы очень тоскливы и утомительны. Дорога сливается со степью, асфальт от жары визуально плывет, как и сознание от +35 даже с кондиционером в машине. Не пытайтесь сравнивать такие маршруты по расстоянию с тем, что вы проезжали ранее.
Самый известный из опасных маршрутов — трасса на Алматы после Караганды. Местные называют ее просто — «трасса смерти». Однажды (в следующем году, но срок менялся не раз) ее обещают разделить, но пока аварии происходят там почти ежедневно, причем часто очень жесткие. У полиции там по этой же причине нулевая терпимость ко всем нарушениям.
Что на выходе?
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Даже если до сих пор вершиной ваших туристических достижений была поездка на «Оленьи ручьи» или в Кунгурскую пещеру, но вы физически и психологически готовы достаточно долго сидеть за рулем, то поездка в Казахстан звучит как план.
Можно внятно отдохнуть семьей в чисто азиатском климате в окружении приветливых и по большей части русскоговорящих людей, посмотреть красивое, купаться без толп на пляжах и закупиться одеждой в магазинах с памятными названиями.
А если хотите в другую страну — открывайте этот текст, там неплохой выбор:
Текст: Александр Викрушев для 66.RU